Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 24 ноября 2024 г.
  4. № 46 (6960) (20.11.2024)
Телеведение

Играть по своим правилам

Часть первая

24 ноября 2024
Эрих фон Штрогейм в фильме Жана Ренуара «Великая иллюзия», 1937

Разве это не мечта? Единственный, кто может оценить тебя, – ты сам. Особенно если играть нужно не в кубики, а на съёмочной площадке. Сейчас, да и последние лет шестьдесят, режиссёром в кадре не удивишь. Ларс фон Триер, Винсент Галло, Квентин Тарантино, Дэвид Линч, из классиков Франсуа Трюффо и Альфред Хичкок, не говоря уже о чемпионе по этой части Вуди Аллене, – оказывается, что всё, от крохотных камео до главных ролей, может быть сыграно самим постановщиком. Как говорится, хочешь сделать что-то хорошо – сделай это сам.

Такой эгоистичный подход с самого начала оказался вполне органичным для кинематографа. Один из первых кинорежиссёров в полном смысле этого слова – Жорж Мельес множество персонажей из своих фильмов изобразил сам; был он и «человеком-оркестром», и «человеком с резиновой головой», опуская ещё пару-тройку сотен ролей. Хотя будем откровенны, сегодня даже самый плодовитый режиссёр не сможет похвастаться таким количеством проектов, тем более что зрители уже не довольствуются пятью – десятью минутами материала.

Впрочем, это зритель сегодняшний. Короткометражные фильмы с Чарли Чаплином (а они начали выходить ещё в 1914 году) вызывали у зрителей восторг, который только усилился, когда Чаплин стал ещё и режиссёром этих лент. Причём для него это не было следствием тщеславия или жажды наживы (хотя «маленький бродяга» и был известным скупцом), скорее творческой необходимостью. Чаплин творил прямо на съёмочной площадке, сквозь сотни разных дублей пытаясь разглядеть идеальный сюжет. И «сотни» здесь не преувеличение. На съёмках одной сцены для двадцатиминутного «Иммигранта» актёр-режиссёр делает 384 дубля – некоторые из них представлены в замечательном фильме «Неизвестный Чаплин». Кое-где кумир миллионов выкрикивает указания прямо в кадре, прерывая очередной дубль. Действительно, это игра по своим правилам, хотя и не самым лёгким: по словам биографов, из приблизительно двенадцати километров отснятой плёнки потом нужно было отобрать для итогового монтажа… немногим больше пятисот метров.

Ещё одним гигантоманом, куда менее сдержанным и практичным, был Эрих фон Штрогейм (о чём говорит уже фальшивое «фон» в его имени). Даже в «Слепых мужьях», режиссёрском дебюте 1919 года, он исполняет одну из главных ролей. Штрогейм преображается в Эриха фон Штойбена, австрийского лейтенанта и большого дамского угодника. Этот малоприятный персонаж, старательно соблазняющий замужнюю героиню, окружён второстепенными, но милыми сердцу режиссёра вещицами – медалями, браслетами, перчатками, сигаретами, тросточками… Позднее это увлечение переросло в одержимость – следующие свои фильмы Штрогейм буквально утопил в десятках и сотнях крохотных, но дотошно выполненных деталей. Режиссёр прекрасно чувствовал себя в такой обстановке, с видимым удовольствием играя в своих же «Глупых жёнах» и «Свадебном марше». Однако Штрогейм в прямом и переносном смысле заигрался, и его, автора гениальной и бесконечно долгой «Алчности» (где он, заметим, появился лишь в эпизодической роли), в конце 1920 х отлучили от режиссуры. Здесь и пригодилась «вторая специальность» – он стал играть в чужих фильмах.

Однако харизма и неистощимый энтузиазм гипнотизировали даже самых строгих постановщиков, и почти каждый штрогеймовский герой в итоге оказывался увешан моноклями, цепочками, браслетами и другими «изящными» атрибутами. Даже строгий гений Жана Ренуара дрогнул перед одержимостью австрийца, увлечённо подбиравшего для роли в «Великой иллюзии» наиболее эффектное увечье. В отличие от своего героя, Штрогейм со своими иллюзиями расставаться не желал.


Тэги: Кино с историей от Фёдора Шеремета
Обсудить в группе Telegram

Фёдор Шеремет

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Кто нарисовал человечка?

    26.04.2025
  • Dreck und Feuer

    20.03.2025
  • Любовь двадцать четыре кадра в секунду

    23.02.2025
  • Хоть розой назови её, хоть нет

    24.01.2025
  • Играть по своим правилам

    20.12.2024
  • Время крупным планом

  • Dura lex, sed lex

  • Белым по чёрному

  • А ля гер ком а ля гер

  • Подождите, вы ещё ничего не слышали!

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS