Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 20 декабря 2024 г.
  4. № 50 (6964) (18.12.2024)
Телеведение

Играть по своим правилам

Часть вторая

20 декабря 2024
Всеволод Пудовкин в фильме Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» (первая серия)

Совмещать режиссёрское ремесло с актёрским решались не только на Западе – достаточно вспомнить наших великих театральных новаторов Станиславского и Мейерхольда. В кино феномен такого совмещения и даже «перехода» достиг удивительных масштабов, причём особенно часто именно актёры пробовали себя в режиссуре.

Не всегда такая трансформация происходила быстро и органично. Иван Перестиани, с 1916 года много игравший у Евгения Бауэра, лучшую свою роль исполнил в его «Революционере», одном из самых мудрых и тонких фильмов безвременья семнадцатого года. Тогда же сам Перестиани пробует себя в режиссуре, однако лишь в 1923 году выходит его главный фильм – «грандиозный современный кинороман» «Красные дьяволята». Успех двухсерийной ленты был феноменален, по сути, она стала образцом приключенческого жанра. Читателю может быть памятен диалог из «Республики ШКИД»: «– А какие ты фильмы ставить будешь?

– Ну, это мы подумаем ещё. Революционные, конечно…

– Вроде «Красных дьяволят»?

– Хе! Получше ещё даже». После такого прорыва Перестиани снял целых четыре продолжения «Дьяволят», однако с приходом звука в кино карьера его начала клониться к закату. Иван Николаевич, подобно американскому коллеге Штрогейму, быстро вернулся к первой профессии. В 1930–1940 е он сыграл несколько пусть второстепенных, но весьма ярких ролей, в том числе в трёх фильмах Михаила Чиаурели, одного из главных режиссёров сталинского времени.

Более устойчивой оказалась карьера другого актёра дореволюционной закалки – Владимира Гардина. В кинематографе Гардин дебютировал почти одновременно как актёр и режиссёр, причём уже одна из первых его постановочных работ (совместно с Яковом Протазановым) – фильм «Ключи счастья» – произвела настоящий фурор в 1913 году, ещё до начала мировой войны. У Гардина же свою первую крохотную роль в кино сыграла Вера Холодная. Короче говоря, это был вполне успешный профессионал, скорее, правда, режиссёр, чем актёр. После революции он становится первым директором Государственной школы кинематографии, будущего ВГИКа. Его самые заметные фильмы советского времени – чрезвычайно успешный «хоррор» «Медвежья свадьба» (снятый совместно с Константином Эггертом) и фильм «Поэт и царь», где роль Пушкина исполнил сорежиссёр Гардина Евгений Червяков, также чрезвычайно одарённый постановщик, автор блистательной ленты «Города и годы». Начиная с тридцатых Гардин, подобно Перестиани, почти полностью уходит из режиссуры. Постановщик, стоявший у истоков «имперского» кино, с экрана благословляет кино уже эпохи соцреализма – именно Гардин исполняет главную роль в фильме «Встречный», ключевом для кинематографического канона 1930 х.

Судьбы Перестиани и Гардина связывают не только похожие развороты карьер, но и ещё кое-что – вернее, кое-кто. Ученик Гардина по киношколе, актёр в фильме Перестиани «В дни борьбы», Всеволод Пудовкин, конечно, затмил своих старших коллег – если не как актёр, то как режиссёр. Авантюрист и провокатор Жбан в фееричном «Мистере Весте» Кулешова, «живой труп» Протасов у Оцепа, юродивый Никола в «Иване Грозном» Эйзенштейна и надменный Меншиков в своём же «Адмирале Нахимове», Пудовкин всё же останется в веках как великий режиссёр, автор «Матери», «Конца Санкт-Петербурга», «Дезертира», – поэтому о нём как об актёре-«совместителе» говорить всё же не приходится. Кто знает, может быть, Пудовкин и мечтал о сложных драматических ролях, как Перестиани и Гардин могли мечтать о возвращении в большую режиссуру, – но в то время играть по своим правилам было всё труднее и труднее.


Тэги: Кино с историей от Фёдора Шеремета
Обсудить в группе Telegram

Фёдор Шеремет

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Кто нарисовал человечка?

    23.05.2025
  • Кто нарисовал человечка?

    26.04.2025
  • Dreck und Feuer

    20.03.2025
  • Любовь двадцать четыре кадра в секунду

    23.02.2025
  • Хоть розой назови её, хоть нет

    24.01.2025
  • Время крупным планом

  • Dura lex, sed lex

  • Белым по чёрному

  • А ля гер ком а ля гер

  • Подождите, вы ещё ничего не слышали!

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS