В поисках формулы примирения
Нередко приходится сталкиваться с тем, что под грифом «чёрная страница» сдать в музей пытаются советское наследие. Симпатии к «коммунизму» – личное дело каждого, но унижение идеалов отцов бьёт по самости народа.
При этом можно увидеть, что большинство обличителей «красного безвременья» родились в Советском Союзе. Носили значки октябрят, пионерские галстуки и верили в правильность ленинского пути. С годами можно диаметрально поменять взгляды, но нет оснований утверждать, что 70 лет народ придерживался чуждого образа мыслей.
По сей день часты разговоры о жертвах большевиков в период Гражданской войны и правления Иосифа Сталина. Рябит в глазах от бесчисленных передач на ведущих каналах страны, где по поводу и без низлагают советское наследие.
Да, это было драматичное и переломное время, немало людей погибло без вины перед правдой и законом. Но неужели это единственный «неоднозначный» период?
Разве правильно вычеркнуть из памяти эпоху Алексея Романова, при правлении которого большинство русских потеряли свободу, превратившись в лично зависимых крестьян (1649), а сторонники старого обряда сжигались заживо? Или назвать безвременьем правление Петра I, когда обычаи старины попирались, тысячи людей гибли при рытье каналов, а патриаршество было упразднено?
Советская власть сумела отстоять государство, расширить его границы, дать образование и культуру населявшим страну народам, сделать волю русских значимой в мире.
Представьте, если бы фашисты напали на Российскую империю во главе с царским правительством, которое в условиях нахождения фронта в Галиции (1915) не сумело снабдить армию сапогами и боеприпасами.
Советский Союз в 1942 году, после установления фронта вблизи Москвы и на Кавказе, произвёл втрое больше танков, чем вся Европа под властью Германии.
Да, идейный противник новой власти – тело Христово и стержень русской цивилизации – Церковь подверглась анафеме. Царская семья, тысячи священников и «неблагонадёжных» были казнены. Храмы уничтожались, а государство выдавливало веру в Бога из сознания народа. За это русские понесли расплату, а власть, увидев силу и значимость православия, восстановила патриаршество (1943).
Если в 1917 году историческая Россия и подверглась поруганию, то к 1936 году отношения Руси с властью большевиков стали плодотворным «браком». В 1945 году победоносная власть Советов принесла славу русскому народу, а к 1991-му мы потеряли одряхлевшее, но родное государство. Советская власть за 70 лет приняла исконные формы, смыв белую штукатурку с Московского Кремля и укрепив основу исторического здания.
Некоторые периоды истории могут вызывать сожаление, что всё сложилось так, а не иначе, но выступать за выборочную любовь к Отечеству, вычёркивая память о времени отцов – позиция хамов и манкуртов.
Хранитель живой памяти тот, кто принимает и недостатки прошлого. Кто в состоянии сказать: мой народ совершал ошибки, и я – наследник, несущий за них ответственность. Я чту своих предков и принимаю их достояние.
В XV–XVI веках с момента объединения русского народа в едином государстве «красной нитью» его миссии на земле стала защита истины в мире. С падением Константинополя московский князь воспринимался продолжателем власти цезарей, по-русски – царей. Народ понимал себя живущим у престола помазанника Божия, а власть от Бога – самодержавной и безграничной.
Весь истинно христианский мир был объектом попечительства русского царя. Достаточно вспомнить, что поводом для Крымской войны 1853–1856 годов стало нарушение прав православного духовенства на владение ключами от базилики Рождества Христова в Вифлееме. В XX веке инстинкт защиты истины воплотился в покровительстве социалистическим преобразованиям и борьбе за справедливость в мире, а «безграничная власть» – в институтах Советского государства.
Можно с воодушевлением вспоминать, как к 30-м годам XX века Советская Россия оправилась от революционной разрухи и смуты, уверенно встала на ноги и двинулась по пути построения великой державы. Деспотическими усилиями исконные традиции были окрашены в цвет кумача. В горниле войны за защиту отечества закалилась обновлённая нация, достойная величия подвигов героев былого.
В 1991 году прошлое было попрано вновь. Под воздействием призывов перестроечных витий и идеологической моды большинство высмеяло наследие родителей. Был избран новый курс – в семью европейских народов во главе с США. Историки, обществоведы, представители власти начали искать формулу национальной идеи в отрыве от исторических корней, но их умозрительные построения в итоге не были приняты обществом.
Современная Россия не имеет возможности воздвигнуть идеалы для возрождения традиций как во времена сталинских пятилеток. Уклад общества изменился, а власть всё ещё не располагает ни пламенной идеей, ни сопоставимой мощью.
Вычёркивая недавнее прошлое из традиций, народ теряет связь с историческим наследием. К тому же попытка вдохнуть жизнь в забытое былое плохо сочетается с перенесением на исконную почву чуждых идей.
Стоит вспомнить, как во времена «железного занавеса» враги СССР использовали «патриотическую» эмиграцию для борьбы со страной. На наших глазах результат эволюции «незалежных» украинцев, когда под предлогом отрицания советского прошлого исконно русский народ заставили возненавидеть Россию.
Вслед за симпатиями «к вальсам Шуберта и хрусту французской булки», народное достояние признаётся «совком» и уделом «ватников», активизируется поиск за рубежом надлежащего воплощения образцов культуры и государственного устройства.
Такой путь прошёл ряд стран СНГ, в схожем направлении движутся многие в России.
Русские, попирающие память отцов, обречены на катастрофу. Мы должны осознать величие идеалов служения стране и народу, как это было в 1941 году. Если этого не понять, история распорядится нашей судьбой сама. Только не было бы поздно.
Владимир Блинов,
политолог, Екатеринбург