Мила Яковлева Дина Рубина. Наполеонов обоз. Книга 1. Рябиновый клин. – М.: Эксмо, 2018. – 448 с. – 80 000 экз.
Дина Рубина. Наполеонов обоз. Книга 2. Белые лошади. – М.: Эксмо, 2019. – 480 с. – 65 000 экз.
Дина Рубина. Наполеонов обоз. Книга 3. Ангельский рожок. – М.: Эксмо, 2020.– 480 с. – 65 000 экз.
«Наполеонов обоз» Дины Рубиной – большая книга в прямом смысле слова. Роман в трёх частях – это одновременно и семейная сага, и пронзительная история любви.
Главные герои встречаются в детстве. «Огненная пацанка» Надя является мальчику Сташеку (Аристарху), словно видение, среди рябин: «длинноногая, лёгкая, рыжая, в буре алых рябиновых брызг и солнечных пятен». И первое ошеломительное впечатление связывает их на всю жизнь прочнее пенькового каната: они становятся продолжением друг друга, срастаются душами, словно сиамские близнецы. Нежная дружба быстро перерастает в детскую, а потом и в юношескую любовь. Их история по-книжному красива. Очаровываясь ей, читатель верит: эти двое могли бы быть головокружительно счастливы. Но… Глупость, ошибка, совершённая на пьяную голову, разрушает воздушный замок до основания, и влюблённые разлучаются – на бесконечно долгие 25 лет.
В любовной линии романа на первый план выступает Надежда. Рубиной удалось создать исключительно сильный женский характер: решительная, волевая, бесстрашная девчонка, прячущая в кулачке змейку, превращается в женщину со стальным стержнем. Этот стержень выковала ей сама жизнь: в юности Надя теряет мать, на её попечении остаётся больной раком отец, потом она переживает предательство любимого и теряет ребёнка – и всё это ещё до 18 лет. Воскреснув после пережитого, она с головой погружается в работу, становится незаменимым редактором, потом – в 90-е годы – ввязывается в прибыльный и опасный книжный бизнес. И, несмотря ни на что, хранит верность своей единственной любви, которая воистину «сильна как смерть»… На её фоне Аристарх, чьё чувство можно назвать скорее ослепляющей страстью, несколько проигрывает: одержимость «огненной пацанкой» делает его уязвимым, за случившейся по его вине разлукой следуют годы саморазрушения…
Кроме главных героев в романе множество колоритнейших второстепенных персонажей: старуха Баобаб – бывший историк, отсидевшая в лагере за «неправильную» диссертацию, местный «кулибин» Изюм, Сергей Робертович, владелец крупного издательства и в прошлом бесстрашный компаньон Надежды в «книжных авантюрах»... История каждого из них вплетается в повествование отдельной нитью, но в конце концов жизнь связывает их всех в единый узел.
Есть в романе и колорит другого плана: «вкусные» описания русской провинции, элементы «экзотики» вроде цыганского табора, антикварной лавки и редких музыкальных инструментов, закулисье весьма специфических профессий (например, после крушения личной жизни главный герой многие годы работает тюремным врачом). Язык романа очень контрастен: диалоги, местами приправленные бранью, соседствуют с поэтично-образными описаниями: «День уже засиял нестерпимым блеском апрельских небес – ярко-синих, с полновесными кляксами жирных белил; перекликаясь с берёзовыми стволами внизу, те отражались в воде и тоже колыхались от движения лодки...»
Отдельного внимания заслуживает линия «семейной саги» – история Бугровых, ведущая начало от времён Наполеона, когда один из его офицеров упал, обессиленный и замёрзший, у крыльца русского дома и… впоследствии женился на хозяйской дочери. В семье по наследству передавались мужские имена – Аристарх или Семён, старый ключ и легенда о хранящихся в зарубежном банке сокровищах. Эта сюжетная линия раскручивается параллельно любовной, но в конце книги – вопреки законам геометрии – параллельные прямые пересекаются: радикальное разрешение застарелого семейного конфликта становится причиной трагического финала для обоих главных героев.