В чём смысл перевода военно-морской базы из Астрахани
Лет 25 назад в поисках материалов о герое-подводнике Магомеде Гаджиеве я поехал в Дагестан к своему приятелю-десантнику, аварцу по национальности, и он показывал мне красоты своей родины. Впечатления оказались как будто из стихов Расула Гамзатова: «Прошли года, и я увидел Каспий, – мне чудный мир открылся, как во сне...» Но после Махачкалы мы отправились в Каспийск, и настроение изменилось.
Запущенный стотысячный населённый пункт с военным городком, где ржавеют десантные суда на воздушной подушке и еле-еле работают предприятия оборонки. Местные достопримечательности: обшарпанный корпус экраноплана «Лунь» и прямо в море полуразрушенный цех № 8 завода «Дагдизель» – уникальное сооружение, построенное для испытания торпед.
Тогда-то мой приятель и произнёс с горечью: «Это же идеальная военно-морская база!» И оказался провидцем…
2 апреля 2018 года Сергей Шойгу объявил, что Каспийская флотилия будет целиком переведена из Астрахани в Каспийск. Решение вызвало полемику экспертов, нервную реакцию «западных партнёров» и настороженность отдельных политиков прикаспийских государств. Однозначно положительно решение восприняли наши военные моряки и флотская общественность.
История вопроса
Заявление министра обороны возникло не на пустом месте. Строительство ВМБ (военно-морская база) заложено в госпрограмму вооружений и началось несколько лет назад. А если вспомнить прошлое: история моногорода начинается в 1931 году, когда на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) было принято решение о строительстве в Дагестане военного предприятия. Уже через 8 лет возник посёлок городского типа с огромным заводом, ТЭЦ, красивыми многоэтажными домами, школами, поликлиникой, больницей, стадионом, клубом, гостиницей, библиотекой и даже танцплощадкой. Интересно, что в патриотическом запале в 1939 году поселковый совет обратился в Верховный Совет ДАССР с предложением о преобразовании посёлка в город с присвоением ему названия Сталинюрт. Однако его отклонили. 17 сентября 1947 года посёлок стал городом Каспийском.
Здесь производились торпеды и судовые дизели, а во время Великой Отечественной – авиационные и глубинные бомбы, зенитные снаряды и мины, миномёты, автоматы ППШ и даже противотанковые ежи.
В постсоветские времена Каспийск пережил, как и многие моногорода бывшего СССР, период упадка и разграбления, отток квалифицированных кадров и даже удар террористов, когда во время парада, посвящённого Дню Победы, 9 мая 2002 года погибли 43 человека.
В советские времена здесь располагались пункт маневренного базирования флотилии, база десантных кораблей и катеров на воздушной подушке и испытательная станция для знаменитого ракетоносца «Каспийский монстр», уникального советского экраноплана, разработанного в КБ Алексеева.
Сегодня создание ВМБ в Каспийске позволит решить многие проблемы Дагестана экономического и политического характера. Уже рассматривается вопрос об открытии военно-морского вуза. Кроме того, военная база рядом с Махачкалой обеспечит стабильность в сложном и неспокойном регионе.
Откуда «Калибры»
Именно с каспийских позиций были применены «Калибры». Преодолев 1500 км, ракеты поразили цели на территории Сирии. Соединённым Штатам и их союзникам продемонстрировали, что Россия способна достать любую цель на Ближнем Востоке, не говоря уже о Средиземном море.
По официальной трактовке, передислокация Каспийской флотилии вызвана стратегическими соображениями. Адмирал Игорь Касатонов объясняет мотив так: «Астрахань находится в 100 километрах от Каспийского моря, ну что это за военно-морская база, если по реке надо идти шесть часов? Кроме того, зимой река замерзает, а летом она мелеет – можно и не выйти вообще».
К этому добавлю, что помимо холодов боевым кораблям создают неудобства сложная гидрологическая обстановка и небольшие глубины дельты Волги. Ещё одна проблема – снижение уровня воды в северной части Каспийского моря. Использование кораблей водоизмещением почти 2000 тонн с осадкой около 4 метров (таких как сторожевые корабли проекта 11 661 «Татарстан» и «Дагестан») будет весьма затруднительно. Как и 1000-тонных малых ракетных кораблей проекта 21 631: «Углич», «Град Свияжск» и «Великий Устюг». А это основная ударная сила флотилии.
Перемещение флотилии на 300 км ближе к вероятным очагам конфликтов позволит более эффективно применять оружие. Это касается не только Ближнего Востока, но и ряда регионов Азии.
Большинство локальных военных конфликтов сегодня – форма борьбы за углеводородное сырьё. Новая база флота позволит контролировать богатую нефтью восточную часть Сирии. Именно эта территория может в перспективе стать поводом для военного конфликта между сирийским правительством и оппозицией. Условия для конфликтов есть и в Ираке, Ливии, ряде других стран.
Соседи по Каспию
У нас почему-то не принято писать о сложных отношениях между странами Каспийского региона. Сегодня берега Каспия делят пять стран: Россия, Туркмения, Казахстан, Азербайджан и Иран. А не так давно – только две: СССР и Иран. В постсоветские времена ситуация в регионе существенно усложнилась – Каспий чрезвычайно важен для всех. Прежде всего это био- и энергоресурсы: большие запасы газа и нефти, а также 90% осетровых планеты. Проблема в том, что до сих пор море между прибрежными странами не поделёно, и это положение не удовлетворяет ни одну из сторон. Каждая хочет получить как можно больше территории с недавно открытыми месторождениями нефти и газа.
Как следствие, государства Прикаспийского региона, на словах заявляя о желании демилитаризации, активно наращивают вооружение, увеличивают боевой состав своих флотов. Растёт число ударных ракетных кораблей, отмечено появление иранских подводных лодок. Развиваются как диверсионные, так и противодиверсионные части, а также ракетные средства на берегу, морская пехота и авиация. Политические противоречия в регионе разрешатся не скоро и в худшем случае далеко не мирными средствами.
Всё более заметны попытки далёких от Каспия держав закрепиться на этой территории. США стремятся создать свою базу в казахстанском порту Актау. Во время визита в Ашхабад министр ВМС США Рей Мэйбус зондировал почву относительно возможности обустроить американских военнослужащих где-нибудь на каспийском берегу Туркменистана. Перечень угроз безопасности Прикаспийского региона, к сожалению, обширен. И не учитывать этого обстоятельства нельзя.
Радиус поражения
С учётом непростых отношений между Россией и Турцией роль Каспийской флотилии может возрасти в любой момент. Казахстан, Азербайджан и Туркменистан уже получают военную и техническую поддержку от Турции, США и Израиля. Раньше на Каспии были корабли только советской и иранской постройки, теперь здесь – турецкие сторожевики и катера, израильские беспилотники, артиллерийское и стрелковое вооружение стран НАТО. Раньше флотские специалисты для Туркменистана, Казахстана, Азербайджана готовились в России, теперь всё больше обучающихся в США и Турции.
В регионе обозначилась угроза радикального исламизма. Террористы из Сирии начали проникновение в Афганистан, нельзя исключать, что их будут использовать для дестабилизации обстановки в бывших советских республиках прикаспийской зоны.
Перечисленные факторы означают, что в ближайшие годы Каспийская флотилия останется важнейшим элементом нашей безопасности. И передислокация в Каспийск, несомненно, усилит обороноспособность России.
Есть простой способ понять преимущества новой базы: возьмите циркуль и очертите в масштабе круг радиусом 2000 километров. Не хочу никого пугать, но в зоне поражения – 49 государств, в том числе 12 членов НАТО и три воинственные страны, стремящиеся туда попасть. Чтобы проверить себя, обратился к приятелю из Генерального штаба ВС РФ и услышал встречный вопрос: «А почему радиус поражения 2000 км? Надо было брать 4000 км». Видимо, чего-то мы пока не знаем о возможностях нашего корабельного вооружения.
Владимир Просянников,
кандидат исторических наук, капитан 1 ранга в отставке