Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 24 января 2025 г.
  4. № 3 (6967) (22.01.2025)
Телеведение Литературный резерв

Хоть розой назови её, хоть нет

24 января 2025
Кадр из фильма «Русская свадьба XVI столетия», режиссёр Василий Гончаров, 1909 год

Интертитры – необходимый литературный атрибут немого фильма, ответственный за передачу диалогов и описание некоторых сюжетных ситуаций. Вернее, почти необходимый; известно, например, что в фильме Ф.В. Мурнау «Последний человек» титр появляется лишь в самом конце, разделяя серьёзную социальную драму и пародийный хеппи-энд. Однако и такая лента всё же не обходится без особого титра – заглавного.

Так уж выходит, что без названия фильму приходится очень трудно. Если художник или фотограф может позволить себе роскошь сотен работ «Без названия №…», то кинематограф, искусство-индустрия, обязан наделять разные производства хотя бы техническими названиями – особенно в те годы, когда перепутать катушки с плёнкой было проще простого. Но и в мире авангардного кино, где фильмы рождаются на чердаках и в подвалах, они рано или поздно обретают свои имена – часто количество работ у таких художников доходит до промышленных значений, и формальное наименование вновь становится технической необходимостью.

При этом, конечно, безымянных фильмов в действительности довольно много. Вернее, фильмы могут потерять своё имя, когда-то данное им при рождении. Приютом для этих несчастных становится киноархив. Многие немые фильмы живут там по законам индийской мелодрамы – название и сам фильм оказываются разлучёнными ещё в детстве. И пока в каталогах после многообещающего названия идёт надпись «фильм утерян», разделённая на части лента почивает в тёмных хранилищах или даже на чьих-то пыльных антресолях, неузнанная, безымянная. Здесь нужно сказать, пусть и отступая от заявленной темы, что в поиске и восстановлении утраченных фильмов большую роль играют старые журнальные статьи и краткие каталоги кинопродукции (а в советское время – и монтажные листы), часто представлявшие собой довольно подробные описания-«поэпизодники», благодаря которым разрозненные кадры получается идентифицировать и совместить в нужном порядке. Благодаря этой кропотливой работе (и, конечно, частице везения) в будущем мы, быть может, ещё увидим множество недоступных сегодня фильмов.

Названия здесь играют парадоксальную роль: бывает, фильмы находятся в архивах без надписей и титров; иногда это значит, что перед нами негатив или «нетеатральная» копия – титры обычно вклеивали уже после печати основного материала в позитиве. Парадокс здесь заключён отчасти в том, что название было одним из главных способов привлечь зрителя в кинозал. Самые ранние отечественные кинофильмы отличались старомодно-уютными названиями, немного в академическом духе: «Драма в таборе подмосковных цыган», «Русская свадьба XVI столетия» – последнее название пришло из оригинальной пьесы Петра Сухонина. В этом отношении литературная ориентация фильмов была вполне заметной: названия либо брали непосредственно у романов или пьес, либо писали под них. Особенно эффектными заглавиями отличались фильмы Евгения Бауэра, мрачные декадентские мелодрамы: «Сумерки женской души», «Песнь торжествующей любви», «Человеческие бездны». А каково «Золото за славянскую кровь, или Фердинанд – предатель Болгарии» Евгения Петрова-Краевского? Невероятным успехом в революционном 1917 году пользовалась дилогия Петра Чардынина. Первый фильм назывался скромно: «У камина». Зато второй фильм, снятый на волне успеха, получил поистине царское имя (тоже позаимствованное у романса) – «Позабудь про камин, в нём погасли огни». И ведь действительно позабыли – сегодня фильм считается утерянным.


Тэги: Кино с историей от Фёдора Шеремета
Обсудить в группе Telegram

Фёдор Шеремет

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Кто нарисовал человечка?

    26.04.2025
  • Dreck und Feuer

    20.03.2025
  • Любовь двадцать четыре кадра в секунду

    23.02.2025
  • Играть по своим правилам

    20.12.2024
  • Играть по своим правилам

    24.11.2024
  • Время крупным планом

  • Dura lex, sed lex

  • Белым по чёрному

  • А ля гер ком а ля гер

  • Подождите, вы ещё ничего не слышали!

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS