Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 11 июля 2024 г.
  4. № 27 (6941) (10.07.2024)
Телеведение

Кибернетический пролетариат

О научно-фантастической анимации

11 июля 2024
Кадры из французского мультфильма

2200 год. Марс, цветущая яблонями технократическая республика. Земля – планета трущоб и преступности, преимущественно кибернетической. А какой ей ещё быть на пороге XXIII века? В этом мире будущего развернётся драма, не в первый раз поднимающая важный вопрос – насколько понятие человечности зависит от формы, заключающей в себе сознание.

«Марс-экспресс» – французский анимационный научно-фантастический детектив Жереми Перена, в равной степени сочетающий как классическую французскую анимацию, так и влияние японского аниме. Благодаря этому фильм приобретает свой оригинальный и неповторимый стиль, прорезающий жанровые рамки и устоявшуюся визуальную классификацию. Его герои, оживлённые мультипликаторами, также оказываются очень убедительными и яркими, несмотря на массу клише, заимствованных из киберпанка и нуара.

Алин Руби – детектив, пытающаяся побороть зависимость от алкоголя, Карлос Ривера – сознание погибшего человека, загруженное в андроида, и далее по списку: хакер-идеалист, бизнесмен в погоне за сверхприбылью, классическая дева в беде etc. Ничего нового на первый взгляд, лишь ряд устоявшихся жанровых фигур, но вместе с тем каждая выписана с большой тщательностью.

Картина Перена вообще отличается предельным вниманием к деталям, в особенности обеспечивающим научно-фантастическую достоверность.

Особенно хорошо это показывает момент аварии автомобиля, в котором едут герои, где выверен каждый момент, начиная от того, как салон заполняет упругая пена вместо привычных нам подушек безопасности, до момента, когда пассажиров из повреждённой машины извлекает роботизированная система. Весь процесс показан крайне подробно, хотя и разворачивается он на фоне основной сцены, драматической и напряжённой, но не перекрывает её, а дополняет, делая действие объёмным.

При этом все технические мелочи лишь фон для основной драмы – конфликта нравственности и жадности, жертвой которого становятся представители небиологической формы жизни. Роботы в этом мире не имеют никаких прав, несмотря на то что они так же разумны, как и люди, и так же умеют чувствовать и сострадать. В этом отношении мыслящие машины очень близки к изначальному образу, данному ещё Карелом Чапеком в пьесе «R.U.R.», минуя десятилетия развития научной фантастики и убедительно доказывая, что всё новое – это хорошо забытое старое. Да и в целом фабула фильма почти полностью повторяет одну из сюжетных линий второго сезона сериала «Мир дикого запада», который в свою очередь повторяет долгую последовательность научно-фантастических романов о том, как честные роботы спасаются от мстительного и жестокого человечества. Однако «Марс-экспресс» выделяется на общем фоне тем сочетанием иронии, лаконичности и глубины, которая отличала произведения Роберта Шекли.

Так, за маской внешнего благополучия постиндустриальной марсианской мечты, где вкалывают роботы и счастлив человек, обнаруживаются довольно мрачные подробности. В глубине марсианских тоннелей живут опустившиеся наркоманы, а студенты, чтобы оплатить неподъёмную стоимость учёбы, вынуждены либо продавать своё сознание для использования в качестве живого придатка к вычислительной системе, либо торговать своим механическим клоном в публичном доме. И чем дальше, тем более печальной оказывается оборотная сторона техногенного рая, построенного на новом виде рабства.

Достижима ли хоть какая-то мечта в обществе, строящемся на рабской эксплуатации? Ведь за образом парада нелепых, иногда намеренно карикатурных роботов легко прослеживается любая наиболее ущемлённая и изолированная часть любого социума, которая не только нещадно эксплуатируется, но ещё и при случае оказывается виновной в наиболее острых проблемах общества. Каждый зритель в каждой стране, немного подумав, вспомнит тех, кого, по мнению толпы, необходимо поскорее выставить за порог. Тот самый простой ответ на вопрос «кто виноват?», когда вместо поиска корней проблемы так легко обвинить тех, кто не сможет за себя постоять, не имея прав и будучи задавленным системой.

Тэги: Премьера
Обсудить в группе Telegram

Николай Трябин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Непокорённый

    21.05.2025
  • Побег от реальности

    16.05.2025
  • Письма Победы

    15.05.2025
  • В чём утопили адмирала?

    23.04.2025
  • Ненависть на аутсорсе

    02.04.2025
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
  • Жизнь течет как Угрюм-река

    128 голосов
  • Хабенский напел

    102 голосов
  • Перуна на вас нет!

    98 голосов
  • Фальшивая нота

    98 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS