
О книге Евгения Белоусова „Рассказы о художнике Айвазовском“
Невольная игра с читателем – «знаешь-не знаешь» – делает биографическую книгу новой и увлекательной, превращает знакомые с детства репродукции великих картин в маленькие личные открытия большого таланта.
Художников много. Каждый считает себя гением, хоть и непризнанным. Путь таланта, что и говорить, тернист и извилист. Личность эпического масштаба не укладывается в рамки своего окружения, времени, века. И так будет всегда. Пусть художник рисует реалистически или в импрессионистской манере, пусть использует краски или новейшие цифровые технологии, зрителя волнует конечный результат: произведение, картина, рисунок. Его поражает отражение собственной души, трогательное и искреннее. А вот как художник достиг такого эффекта – загадка загадок. Поэтому листаются строки Википедии, снимаются с библиотечных полок тома биографий в поисках ответа на вопрос: как у него это получилось? Ответом на этот читательский запрос становится книга крымского автора Евгения Белоусова «Рассказы о художнике Айвазовском».
Обстоятельный и подробный рассказ о становлении юного таланта вызывает вначале недоумение. Просто не верится, что всего – славы, положения, самореализации и достатка – сын армянина из Феодосии Иван Гайвазовский достиг сам! Многофигурные композиции и трепетные наброски, эскизы и марины возникают на страницах книги как иллюстрация к главной мысли: Айвазовский был человеком неординарным. Вот как Белоусов раскрывает секрет его признания:
«Как известно, чтобы достичь цели, одного желания мало. Что же нужно ещё?
Талант. Это, во-первых.
Стремление идти к цели. Это второе.
Работоспособность. На третьем месте.
Везение, случай, поддержка близких людей.
Ещё – счастье оказаться в нужное время в нужном месте. Пусть это будет четвёртой составляющей.
Если всё складывается вместе, тогда и сбывается мечта. Так сложилось и у простого армянского паренька из простой крымской семьи».
Эти слова можно считать квинтэссенцией всей книги. Вначале писатель показывает простую армянскую семью, в которой появился на свет самородок. При всей непритязательности быта, скромности нравов и строгости воспитания перед нами вырастает образ семейного очага – со своими традициями, устоями, распорядком дня. Невольно задумываешься: в каком пёстром окружении, в каком котле многочисленных культур вращался этот паренёк, как жадно впитывал в себя и русские, и армянские, и крымскотатарские, и еврейские, и греческие составляющие многонационального Крыма. А ведь и сегодня в Крыму живут и творят самые разнообразные народы, строят своё будущее, опираясь на прошлое, укрепляют дружбу, живущую веками.
![]() |
![]() |
Феодосия. Дом, где родился Айвазовский
Портрет Анны Саркизовой,второй жены жудожника
|
В памяти людской остаются не только великие святые, но и великие злодеи. Вот почему труд Евгения Белоусова так важен сегодня: он не просто рассказывает неизвестные или малоизвестные факты из биографии видного общественного деятеля, художника, археолога и мыслителя, а лепит из деталей, эпизодов жизни и многочисленных документов положительный образ Творца. Да, семидесятилетний, умудрённый опытом президент Академии художеств Оленин отметит «чрезвычайное расположение к композиции», но это только начало. Начало кропотливого и упорного труда, бессонных ночей и вдохновенного полёта кисти. Как будет исполнена детская мечта – стать великим художником, в чём кроется секрет вдохновения юного художника, стойкости зрелого и поддержки стареющего? «И снова эта память. Ну что ты с ней сделаешь? Вместе с залетевшим солёным ветром она унесла его в детство».
Что же возникает в воспоминаниях художника, а вслед за ними – на страницах этой необыкновенной книги? Вот легенды и сказки, овеянные стариной и рассказанные мудрой армянской бабушкой. Вот вставная новелла про солунских братьев Константина и Мефодия, спустя века отразившаяся в судьбах братьев Гайвазовских – Габриэла и Овика (Ивана). Вот звучит в небольшом зале скрипка – вторая любовь Айвазовского. В её звуках оживают и грусть по ушедшему прошлому Крыма, и тоска по чему-то новому, что вот-вот откроется перед пытливым умом юного гения.
Я спросила как-то у Евгения Белоусова, что помогало ему писать такую лирическую и искреннюю биографию известной личности. Подумав, автор ответил:
– Я её не писал. Я жил ею.
Это ощущение сопричастности, умение проникнуть в атмосферу изображаемого – один из талантов Белоусова-историка, Белоусова-писателя. Его детские книги всегда доступны и занимательны, беллетристика подвижна и диалогична. Вот и «Рассказы» сочетают в себе мудрый дидактизм и почти детективную интригу. Например, в главе «Чужим трудом счастлив не будешь» исходный конфликт задан с первых строк:
«Так повелось, что иностранцы издавна легко находили тёплое место при дворе императора. Не беда, что были порой и ленивы, и бездарны. Их услуги предпочитались работам своих российских живописцев». Чем закончится столкновение работоспособного и одарённого студента Айвазовского и тщеславного француза Таннера, который с лёгкостью использовал чужие этюды и труды – основная интрига главы. И раскрывать её в этой статье как-то не хочется: пусть читатель сам ощутит и несправедливость, и патриотизм, и безысходность, воссозданные автором в столь актуальном ракурсе.
Автор не только перечисляет факты биографии и даты написания известных картин, но и создаёт живые, индивидуальные литературные портреты-характеристики: Иван Крылов, император Николай I, Рихард Вагнер. Есть среди них и знаменитый, легендарный разбойник Алим. Узнав о талантливом художнике, придёт он в гости и пообещает, что будет на свадьбе Айвазовского. Тянулась разбойничья душа к прекрасному! Но писатель помнит, что эту книгу будут читать и дети:
Не вырастил Алим сад.
Детей не поднял.
Дом не построил.
Разбоем славу про себя худую оставил.
Зачем на свете жил?
Динамичные описания, философские размышления, отрывки из писем и дневников – все эти приёмы делают книгу «Рассказы о художнике Айвазовском» захватывающей и познавательной. Доступным и образным языком Е. Белоусов излагает этапы становления творческой личности, поэтому книга интересна и для юных читателей, и для старшего поколения.
Своевременность предлагаемого издания обусловлена не только отмечаемым в 2017 году юбилеем художника, но и необходимостью создания именно такой книги – художественного, образного повествования о сильной личности, живущей в переломную эпоху. Попутно отметим, что издания такого воспитательного уровня и охвата материала – редкое явление на книжной полке. Заслуга писателя Е.В. Белоусова, несомненно, в верно выбранном способе подачи материала – герой повествования раскрывается как многогранный феномен, читатель узнает о личной трагедии и общественной значимости Айвазовского. Вся книга – художественная летопись долгого и трудного пути неординарного человека к своей заветной мечте.
Иллюстративный материал в такой книге – рассказы о художнике – играет крайне важную роль. Поэтому Е.В. Белоусов использует как хорошо известные репродукции, так и совершенно новые, активно вводит в текст архивные находки, собранные в различных музеях как России, так и зарубежья. Уникальность таких материалов и уместность их использования – одно из достоинств книги.
Книга акцентирует внимание читателя на том, что И.К. Айвазовский – личность необычная, яркая, уникальная. Е.В. Белоусов демонстрирует его разноплановость: художник, общественный деятель, меценат и археолог. И это лишь немногие ипостаси великого крымчанина, который подарил Тавриде не только великолепные работы, воспевающие Чёрное море, но и феодосийский водопровод, торговый порт, картинную галерею, железную дорогу. Невольно задумываешься: а были ли у такого гиганта продолжатели? И этот читательский интерес предусмотрел мудрый Евгений Белоусов: в книге возникает образ Вардгеса Суренянца – художника и патриота, большое художественное будущее которому предрёк великий Ованес Айвазовский, вдохновлявший его талант и усердие.
Художник всегда – в каждом своём творении, в каждом замысле – пытается приблизиться к Истине, к свету и красоте. Такой нелёгкий путь включает и соблазны, и испытания, и трагедии. Немногим удаётся с честью выходить из схватки с бытом, сохранять верность детским идеалам и высокому призванию на протяжении всей жизни. В этой книге возникают и сильные мира сего, и самые обычные зрители великих картин. Появятся и милые женские образы – неправда, что Айвазовский не умел рисовать людей! Писатель стремится изобразить не только выдающегося художника, но и широкую историческую панораму – от основания Феодосии (вот, пожалуйста, крымская легенда о покупке земли у татар!) до 2007 года, когда закончена последняя роспись церкви Свято Рипсимэ в Ялте по эскизам ученика Айвазовского. Такая подача материала позволяет сделать книгу многомерной, заставляет задуматься: для чего мы, как правило, расстаёмся с детской мечтой? Ведь Айвазовский остался ей верен всю жизнь! Да, были обиды и разочарования, да, было охлаждение первой жены, зависть менее удачливых коллег. Но личностное восприятие мира и его оценка стали прочным основанием для стойкости, убеждённости в своём призвании.
Оксана Резник,
доктор филологических наук, профессор
г. Симферополь