23–24 мая в Москве пройдёт очередной, XI съезд Союза композиторов России. Музыкантам предстоит подвести итоги работы, наметить перспективы на следующую пятилетку и избрать новое руководство во главе с председателем.
СЛОВО ЕСТЬ, ПРОФЕССИИ НЕТ
А как их обеспечить, если в российском профессиональном реестре профессия «композитор» не значится? Следовательно, отсутствуют пенсии, соцльготы, оплата больничного листа, декретного отпуска и т.д. И Союз уже несёт потери – первое поколение его молодёжного отделения («МолОт») практически в полном составе трудоустроилось за границей. Дело доходит до абсурда. Кафедры композиции российских консерваторий выпускают специалистов с несуществующей профессией. На «Мосфильме», например, есть штатный туалетный работник, а композитора – нет. Представители этой специальности значатся аранжировщиками, музредакторами, завмузами. Любое сопутствующее композиции явление может быть оформлено по трудовой книжке, кроме композитора.
Руководство Союза в курсе этой проблемы, иначе не включило бы в декларацию слова о том, что «принятие законодательного акта, утверждающего статус композитора, есть дело государственной важности». Однако конкретных шагов по инициированию упомянутого акта либо поправок к уже действующим законам сделано не было. Результат – сотни российских композиторов так и не могут вписать себе в трудовую книжку это гордое слово.
РЕГИОН ПИШЕМ, ЦЕНТР В УМЕ
Последний съезд констатировал факт «недостаточного исполнения современных произведений музыкальными коллективами и театрами страны» и посчитал целесообразным введение квоты на обязательное включение в репертуар концертных организаций музыки композиторов России. Подвижек в этой области почти не наметилось. Можно, конечно, говорить, что на современную музыку нет спроса. Но если нет предложения, откуда он появится?
Отдельные регионы, например Татарстан, успешно занимаются исполнением местной музыки у себя в регионе и за границей. Однако это капля в море. Для исправления ситуации нужны централизация усилий, наличие некой объединяющей силы. И здесь композиторы разных поколений склоняются к использованию опыта Союза композиторов СССР, этакого музыкального Голливуда, где был целый ряд структур, занимавшихся пропагандой отечественной современной музыки в стране и за рубежом.
Сделано ли что-нибудь в этом направлении? Если да, то в жизни композиторов мало что изменилось. А поддержка творцов по большей части как зависела, так и зависит от доброй воли местных властей.
В бюджетах ряда региональных министерств и муниципалитетов есть статьи на приобретение новых произведений. В Красноярске имеется целая структура – Дом искусств, которая занимается обслуживанием творческих союзов: организует концерты, выставки и т.д. Мордовия содержит свой Союз композиторов: платит ставку председателю, бухгалтеру. В Екатеринбурге в ведении местного Союза за год появились симфонический оркестр и несколько зданий в центре города. Но это единичные примеры. Меняется губернатор – и рушатся наработанные связи. Чтобы избежать форс-мажора, господдержка должна быть более объёмной и законодательно прописанной, причём на общероссийском уровне. А это уже задача не местных композиторских организаций, а головного руководства. Оно признало её существование, но законодательным решением не озаботилось.
Как нам реорганизовать Союз
Не проявила нынешняя команда готовности и к поиску собственных ресурсов, хотя у союза есть отличная возможность помогать себе самостоятельно.
Однако это кропотливая, системная работа. Её легко декларировать, но трудно осуществить. А у нынешнего руководства союза как раз проблема с дееспособностью. «Творческий союз не вправе выступать с законодательной инициативой», – говорят там, объясняя, почему не воплощены в жизнь основные пункты декларации X съезда. Действительно, не вправе. Но лоббирование закона – это право любого союза. Как и объединение усилий с другими творческими институциями, решающими аналогичные задачи. Рабочие группы Госдумы редко пишут законопроекты «от и до» – как правило, они пользуются наработками общественных и профессиональных организаций, заинтересованных в их рассмотрении и принятии. Камень, как известно, капля точит.
Конечно, былую мощь композиторского союза не возродить. Организация, имевшая на июль 1991-го годовой бюджет в 20 миллионов рублей и вменявшая обязательное исполнение новой советской музыки любому отечественному коллективу, независимо от того, выступал ли он на Родине или за рубежом, останется лишь в воспоминаниях. Другая страна – другие люди. Но обеспечить современным композиторам условия самореализации, а отечественной музыке – достойное продвижение вполне реально. Нужно только встроить российский Союз композиторов в новую систему социально-правовых и финансовых отношений. Если XI съезд проголосует за команду, способную это сделать, первый шаг к обновлению можно считать свершившимся.
«ЛГ»-досье
Учредительный съезд Союза композиторов России состоялся ровно 55 лет назад, в апреле 1960 года. Первым секретарём правления, куда вошли представители 16 российских организаций, единогласно был избран Дмитрий Шостакович. Тогда же были определены главные направления деятельности композиторской организации: подъём периферийных композиторских организаций, создание условий для композиторского творчества, обеспечение звучания и пропаганды музыки России, внимание к творческой молодёжи, решение социальных проблем музыкантов.
В дальнейшем организацию возглавляли Георгий Свиридов (1968–1973), Родион Щедрин (1973–1990), Владислав Казенин (1990–2014).
Нынешний Союз композиторов России объединяет более 2000 композиторов и музыковедов, состоящих в 50 региональных организациях. Управлением союза сейчас занимается – по доверенности от скончавшегося Владислава Казенина – бывший заведующий гаражом Музфонда Игорь Рингер.