Четверо наших матросов за перевозку нелегальных мигрантов и торговлю людьми получили по 395 лет заключения, двое – по 300, ещё двое – по 253. Понятно, что ни искупить свою вину (если она есть, в чём большие сомнения), ни выплатить безумные штрафы, исчисляемые сотнями тысяч и миллионами евро, моряки не успеют – ну не умеет ещё медицина продлевать жизнь на несколько веков. Тогда зачем вменять такие сроки? Для устрашения? И как вообще автомеханик из сухопутного Старого Оскола или экскаваторщик из Ижевска оказались в роли работорговцев?
Большинство новичков угодили в эту абсурдную историю по одной и той же схеме. Увидели объявление о наборе матросов на круизную яхту и загорелись. Условия предлагались сказочные – Средиземное море, бесплатные проезд, обучение, проживание и питание и фантастическая по меркам российской глубинки зарплата – до двух тысяч евро. Воспитанным на приключенческих романах Стивенсона и Жюль Верна грезились необитаемые острова, пираты, клады, белокурые русалки в бикини и восторг родных, когда герой вернётся, расскажет о своих подвигах и начнёт раздавать подарки. Мечты других искателей лучшей доли были приземлённее – рассчитаться с кредитом, взять ипотеку, купить машину.
Поначалу ничто беды не предвещало. Проезд в Черногорию им оплатили, поселили в общежитие, давали деньги на еду. Кого неделю, кого две обучали, затем перевезли в Турцию, распределили на лодки. Трудовых договоров, правда, не заключили, но тогда это никого не насторожило – дома тоже приходилось работать без договоров.
23 августа 2019 года старооскольцы двадцатитрёхлетний Алексей Игумнов и двадцатичетырёхлетний Никита Шаталов вылетели в Черногорию, 2 октября вышли из турецкого порта в свой первый рейс. И последний. По рассказу матери Алексея, помимо её сына и Никиты в экипаже было ещё два человека – Николай, капитан, и его помощник Станислав (наши? украинцы?). Должны были, как им сказали, перегнать яхту в Италию.
Между Турцией и Грецией пришвартовались к какому-то острову для дозаправки, а на выходе из бухты к ним подошла лодка с мигрантами, и на борт поднялись 67 человек. Знали ли капитан и его помощник об истинной цели плавания, сказать трудно. Скорее всего, да. Когда у греческого побережья яхта попала в шторм, отказала электроника и сломалась мачта, капитан и его помощник, надев спасательные жилеты, бросились в воду и поплыли к идущему параллельно с ними судну якобы за помощью. Но помощь так и не пришла, а лодку начала уже заливать вода. Когда надежды почти растаяли, их заметил экипаж проходившего неподалёку грузинского танкера. Грузины забрали на борт и матросов, и мигрантов и препроводили их в ближайший греческий порт, где Алексея и Никиту и задержали.
Суд Эллады скорый – по 300 лет тюрьмы. По 10–15 лет за каждого мигранта.
Похожая история приключилась с также имеющими нулевой опыт плавания Константином Семёновым и Иваном Возниковцевым из Ижевска. Их яхта, как рассказала мне жена Семёнова Алёна Басова, когда они вышли в море, неоднократно ломалась, и они попросили помощи у работодателя. Он обещал прислать в назначенное место запчасти, однако вместо запчастей пришла лодка с мигрантами, а работодатель, угрожая расправой, приказал взять их на борт. Вскоре судно задержала греческая береговая охрана. Итог – по 253 года колонии.
Первый рейс из Турции в Италию для калининградцев 29-летнего Андрея Журавлёва и 27-летнего Александра Илларионова закончился похожим образом. Капитан, турок, с ними не пошёл, дав задание забрать в одной из бухт туристов. Туристы были подозрительно темнокожими, но ослушаться они не осмелились, в результате получили за организацию незаконной миграции и торговлю людьми по 395 лет тюрьмы. К такому же сроку чуть ранее приговорили сочинца Платона Давыдова и екатеринбуржца Антона Каррамова.
Избежать печальной участи, по сведениям правозащитников, удалось одному человеку, новосибирцу Виктору, который, услышав во время учёбы в Черногории, что людей могут «кинуть», сел на самолёт и вернулся домой.
– Как понять, действительно тебя берут перегонять яхты или намереваются превратить в работорговца? – такой вопрос я задала шкиперу Ивану, москвичу, приятелю моей дочери, поменявшему престижную и высокооплачиваемую должность в крупной международной компании на романтику морских приключений и солёные брызги.
– Если в первый рейс тебя после недельного или двухнедельного обучения отправляют одного, надо хватать паспорт и бежать в аэропорт. Ни нормальный работодатель, ни судовладелец рисковать яхтой и жизнью неопытных матросов не будут. А вообще встреча в море с мигрантами – это один из самых худших сценариев. Либо наблюдать, как их надувная лодка тонет (а они могут и сами её продырявить, увидев судно), либо спасти, подняв на борт, и, не исключено, оказаться за решёткой. Даже если ведёшь видеосъёмку, доказать, что никакого предварительного сговора с ними не было, очень сложно. Да, можно сообщить о ЧП береговой охране и просто ждать. А если утлое судёнышко начинает тонуть и в воде уже барахтаются женщины и дети? Никому не желаю такой дилеммы – либо грех на душу, либо тюрьма.
По данным Европола, к незаконному бизнесу причастны 40 тысяч человек из 100 стран, оборот контрабандистов достигает 6 млрд евро. Доставка по морю обходится мигрантам в 1000 долларов за взрослого и в 500 за ребёнка. Засунув в яхту, рассчитанную на десять человек, больше шестидесяти мигрантов, организаторы, даже потеряв конфискованное недорогое плавсредство, прибыль получат. Останутся в выигрыше и мигранты – на территории Евросоюза, пусть и за колючей проволокой, они окажутся. Пострадают лишь пешки, которых использовали втёмную.
– Почему дают такие сроки, их ведь всё равно нельзя отбыть? – спрашиваю у Владимира Новикова, возглавлявшего с августа 2020-го по начало нынешнего года консульский отдел посольства Российской Федерации в Греческой Республике.
– Для Греции незаконная миграция стала уже вопросом национальной безопасности. На острове Лесбос, например, почти 30 тысяч мигрантов, треть от всего населения, отсюда и такие строгие наказания.
После отмены в Греции локдауна Владимир Валентинович посетил восемь тюрем, в которых содержатся наши несостоявшиеся моряки. Основная проблема, по их рассказам, – языковой барьер. Все документы – на греческом. Кто-то что-то подписал, не уразумев смысла, кто-то не понял плохо владеющего русским переводчика. Назначенные судом адвокаты часто выполняли свою работу чисто формально, стоимость же квалифицированного, защищающего клиента на нескольких заседаниях, в районе 4 тысяч евро, а таких денег ни у кого не было. Осенью прошлого года оплату услуг квалифицированных адвокатов для десяти обратившихся за помощью моряков взял на себя Фонд поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом. Несколько апелляционных судов уже прошло. Двум гражданам удалось сильно скостить срок наказания.
– Но надеяться на быстрый эффект по всем заключённым не стоит, – говорит Новиков. – Апелляции назначают иногда через полгода, а иногда и через год после очередного судебного заседания, так что придётся набраться терпения.
– Сколько всего наших граждан осуждено в Греции по аналогичным делам?
– Пятьдесят два. Плюс двое, вышедших по условно-досрочному освобождению.
– Ого! Мы впереди планеты всей?
– Ничего подобного. Сидят сотни украинцев, грузин, турок, албанцев, греков и выходцев из других стран. Больше всего задержаний россиян было в 2019 году, в прошлом, по имеющейся у меня информации, – ни одного. Надеюсь, сказались и публикации в прессе, и наши усилия по пресечению завлечения наших людей в опасные авантюры через интернет.
Совсем запрещать публикацию объявлений о поиске матросов для работы в других странах, конечно, нельзя, далеко не весь яхтенный бизнес криминальный. Можно ли заставить агрегаторов проверять работодателей? Не знаю. Но какой-то заслон на этом уровне нужен, а то ведь попытки родственников осуждённых найти авторов объявлений ни к чему не привели. Они как в воду канули.
Хорошо бы, чтобы и наши искатели приключений всё-таки «включали мозги» и фильтровали предложения. Бесплатных пирожных, как известно, не бывает, соблазнительные условия могут обернуться и рабством.
Людмила Мазурова
P.S. В марте планируется проведение международной конференции, на которой будут обсуждаться вопросы незаконной миграции. Должны затронуть и проблему вовлечения в контрабанду новых, не подозревающих об истинных намерениях работодателей, рекрутов. Редакция будет держать тему на контроле и сообщит читателям о результатах рассмотрения греческим судом кассационных жалоб наших моряков.
По состоянию на август 2021 года в пенитенциарных учреждениях за рубежом находилось 9218 россиян. Из них 4371 человек – подозреваемые в совершении преступлений, 1895 – обвиняемые.