Какие бы концертные залы ни появлялись в столице – они не смогут конкурировать с замечательным и знакомым всем сине-белым залом им. П.И. Чайковского. Главным залом филармонии. Здесь подлинная история музыкальных искусств. Мировая. Сотый концертный сезон, как обычно, впрочем, удивит смелыми программами и новыми именами. Хотя чем плохи старые? Уже в сентябре оркестр филармонии под руководством художественного руководителя и главного дирижёра народного артиста России Юрия Симонова предложит редкую программу из симфонических произведений русских композиторов. Оркестр им. Е.Ф. Светланова вспомнит Евгения Фёдоровича интересной программой с дирижёром Василием Петренко. Явно привлечёт внимание Генделевский цикл – уникальный в своём роде. В середине сентября Москву навестит Андраш Шифф. Нас ожидает долгожданная встреча с прекрасным норвежским пианистом Лейфом Ове Андснесом (на фото), известным виолончелистом Мишей Майским и многими замечательными российскими музыкантами. Лишь бы не помешала пандемия. Но даже у этих трудных времён обнаружились свои достоинства – много играли молодые пианисты. Филармонические сцены для них, к сожалению, часто недоступны. С открытием Камерного зала можно было бы эту проблему разрешить. В Москве немыслимое количество драматических театров. При совершенно очевидном упадке театрального мастерства. Почему бы не открыть новую музыкальную сцену, назвав её, к примеру, «Дебют»? И отдать её молодым музыкантам, пока музыкальная культура в стране всё ещё на приличном уровне. Филармония могла бы приглашать талантливую молодёжь в свой Камерный зал. По-моему, даже были такие планы. Почему бы их, наконец, не осуществить? Всё хорошо вовремя! Молодым мастерам нужна сцена и слушатели. Не все же могут быть лауреатами конкурса Чайковского, о которых всё-таки заботятся. Да и строить специально ничего не надо. Вот площадки ВДНХ – превосходно отремонтированные дворцы, в которых чёрт знает что размещается. Вполне можно было бы открыть концертный зал для молодых исполнителей. Было бы желание!
Бельгийская пресса во время недавнего конкурса пианистов имени королевы Елизаветы восторженно писала о Виталии Старикове. И если Сергей Редькин, занявший второе место, известен и иногда наезжает в Москву, то Старикова я никогда не слышал. Почему не пригласить его в большой зал и дать возможность родной публике оценить замечательного молодого музыканта? И украсить им, кстати, юбилейный сезон.
Студенты музыкальных учебных заведений заслуживают большего внимания. Я с удовольствие посещаю концерты в консерваторских залах. Иногда молодым исполнителям удаются сенсационные находки. Изюминки. В прошедшем сезоне порадовал студент Московской государственной консерватории Евгений Ивашко (класс профессора В. Овчинникова) исполнением Генделя. Клавирная сюита соль минор в его руках была грациозна, воздушна, преисполнена вдохновения и необыкновенно современна. Совсем не похожа на учебное задание. Настоящее приобретение и музыканта, и слушателей. И Евгений в своих открытиях не одинок!
Одним словом, юбилейный сезон филармонии будет ещё интереснее и важнее с участием молодых исполнителей, гарантией будущих замечательных концертных впечатлений.
Юрий Данилин, музыкальный обозреватель «ЛГ»