Выбирая косметику, парфюмерию или бытовую химию, мы часто ориентируемся на цену, набор ингредиентов и бренд и почти никогда не задумываемся, как эти разрекламированные средства были произведены. А ведь, чтобы мы могли разгладить свои морщинки или накрасить ресницы, кому-то пришлось расстаться с жизнью. В результате различных экспериментов (и не только с косметикой) ежегодно умирает около 150 миллионов животных.
Перед тем как товары попадут на полки магазинов, они проходят несколько этапов проверки. И в каждом из них участвуют животные. Мыши, крысы, морские свинки, кролики и даже друзья человека – кошки и собаки. Горячие споры по поводу тестирования продукции на животных ведутся уже не один год, но, к сожалению, хотя число экспериментов и сократилось, полностью отказаться от такой жестокой процедуры общество не готово.
Немногие имеют представление о способах тестирования косметики на животных. Кроликам не мажут лапки кремом, а мышкам не красят шёрстку, чтобы оценить получившийся оттенок. Тесты на животных – это жестокие эксперименты, в результате которых многие животные погибают. И с развитием технологий производства опыты не становятся более гуманными, а компоненты менее вредными. При этом эффективность таких тестирований, по мнению зоозащитников и ряда учёных, так и не была доказана.
Можно долго рассуждать, взвешивать все за и против подобных экспериментов, но в первую очередь стоит задать самому себе один вопрос: хочу ли я быть спонсором жестокости?
Сегодня множество компаний уже отказалось от тестирования косметических средств на животных, а Евросоюз в 2013 году вообще полностью его запретил. В России до 2012 года такие тесты для сертификации были обязательны. Сейчас же отечественному производителю разрешено самостоятельно выбирать, как проверять продукцию. Самые жёсткие правила в сфере косметики и парфюмерии действуют в Китае (кроме Гонконга и Тайваня). Там почти вся косметика обязана пройти через тестирование. Даже продукты тех фирм, которые в Европе позиционируют себя как cruelty-free (дословно: без жестокости).
Так как же понять, какая косметика всё-таки является этичной? Главное правило – не стоит слепо верить всему, что написано на упаковке. Маркировки товаров во многих странах никак не регулируются, поэтому этим недочётом пользуются некоторые недобросовестные производители. Существуют белые и чёрные списки организации PETA (американская общественная организация по защите прав животных). В них помещено несколько сотен этичных марок, и они постоянно обновляются. В интернете также можно найти специальные маркировки, которые гарантируют этичность. Можно написать письмо производителю, задать интересующие вопросы и даже попросить предоставить протоколы испытаний из лабораторий.
Совсем не сложно найти этичные бренды на полках магазинов. Они представлены практически во всех популярных магазинах. Что-то всегда можно заказать в интернете. Существует ещё один распространённый миф о том, что этичные бренды дороже неэтичных. Однако и это не так: продукция со значком cruelty-free есть в разных ценовых сегментах.
Нет ничего сложного в том, чтобы начать путь к этичному образу жизни. Ведь тестирование косметических средств на животных противоречит самой идее красоты. Так, может быть, отказаться от спонсирования жестокости и сделать выбор в пользу жизни?
Марина Шулика