Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 26 апреля 2025 г.
  4. № 16 (6980) (23.04.2025)
Телеведение Литературный резерв

Кто нарисовал человечка?

Часть первая

26 апреля 2025
Кадр из фильма «Фантасмагория», 1908

Фёдор Шеремет

Если верить советскому мультфильму, то человечка нарисовал я. Но если серьёзно, в контексте мировой анимации вопрос совсем не праздный – кто первым нарисовал человечка? От кого вести отсчёт? Здесь, как и в случае с кино как таковым, есть несколько вариантов и дат.

Всё, как обычно, зависит от определения – что именно мы считаем анимацией? «Подвижный» рисунок? Тогда выходит, что кукольная анимация – не анимация вовсе. И какого рода должно быть движение – с промежуточными фазами или без (то есть, например, рука человечка опущена, а в следующем кадре уже поднята, или мы видим стадии «между»?). Наконец, как и в случае с кинематографом, – ведём мы отсчёт от создания первого фильма или же от первой серии успешных кинопоказов? Вопросов великое множество.

Что касается подвижного рисунка, то и тут мы должны будем поиезуитствовать и уточнить, должно это движение быть видимым зрителю или нет. Потому что во втором случае устройством для воспроизведения мультфильмов можно считать даже тауматроп образца 1825 года. Технология его очень проста: это бумажный кружок с двумя рисунками по разные стороны друг от друга, например попугай и клетка. При быстром вращении такого кружка в нашем восприятии рисунки совмещаются, создавая иллюзию цельного изображения – попугая в клетке. Фактически движение рисунка есть, но видим мы неподвижную картинку. Хорошо, уточним определение – анимация есть серия рисунков, дающих иллюзию движения. Тогда, должно быть, первыми мультфильмами являются диски и ленты для фенакистископов и зоотропов, также рождённых в XIX столетии. Эти устройства при достаточно быстром вращении корпуса «объединяли» в глазах смотрящего расположенные по кругу похожие картинки в один небольшой сюжет, часто «закруглённый» – лошади, балерины, кузнецы и боксёры были первыми героями этих кратких лент. Эмиль Рейно с помощью этой технологии создавал настоящие короткометражные фильмы, проецируя их на экран в своём «Оптическом театре» – разумеется, ещё до «Синематографа» Люмьеров.

Прекрасно, анимация есть серия рисунков, запечатлённых на плёнке, дающих иллюзию движения при проекции и имеющих сюжет. Хотя бы здесь решается проблема с фазами движения – раз они были до Люмьеров, то и тут ведь должны быть! Редкие случаи обратного спишем на исключение из правил. А каким именно образом рисунки должны быть «запечатлены»? Есть ведь понятие бескамерной анимации, когда изображение либо нарисовано на «пустой» плёнке, либо процарапано на засвеченной. Правда, распространение такой вид анимации получил уже в эпоху звукового кино, но сама техника была известна и раньше – например, Ман Рэй уже в 1920 х создавал таким образом отпечатки различных предметов, называя их рэйограммами. Ладно, так тоже можно. Тогда получается, что анимация – серия рисунков, запечатлённых на плёнке любым возможным способом, дающих иллюзию движения при проекции, имеющих к тому же сюжет.

Если мы возьмём такую жёсткую основу, то первым мультфильмом, пожалуй, можно будет назвать очаровательную «Фантасмагорию» Эмиля Коля, созданную в 1908 году. Фильм рисованный, имеет достаточно связный, хотя и фантастический сюжет, длится больше минуты и может даже похвастаться героем – улыбчивым человечком, прозванным затем Фантошем.

Ну а с куклами-то что? – спросит нетерпеливый читатель. А с кинопоказами? – добавим мы. А если в мультфильме нет никаких человечков, мультфильм ли это; а если всё же нет сюжета?

А чем анимация отличается от мультипликации? Кто думал, что мы сейчас решим вековую проблему, тот, конечно, ошибся. Не решить её и в две, и в три части. Но мы всё-таки попытаемся!

Тэги: Кино с историей от Фёдора Шеремета
Обсудить в группе Telegram

Фёдор Шеремет

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Кто нарисовал человечка?

    23.05.2025
  • Dreck und Feuer

    20.03.2025
  • Любовь двадцать четыре кадра в секунду

    23.02.2025
  • Хоть розой назови её, хоть нет

    24.01.2025
  • Играть по своим правилам

    20.12.2024
  • Время крупным планом

  • Dura lex, sed lex

  • Белым по чёрному

  • А ля гер ком а ля гер

  • Подождите, вы ещё ничего не слышали!

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS