Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 23 мая 2025 г.
  4. № 20 (6984) (21.05.2025)
Телеведение

Кто нарисовал человечка?

Часть вторая

23 мая 2025
Кадр из фильма «Месть кинематографического оператора», 1912

Фёдор Шеремет

Может, и не нарисовал. Кукольный мультфильм существует почти так же долго, как и мультипликация вообще. Кино в целом есть иллюзия движения, и анимация, в том числе кукольная, отличается от него лишь степенью контроля за происходящим. Герои мультфильмов легче, пластичнее, в конце концов, чудеснее любого актёра – а ведь за чудом и шли в кинотеатры.

Заметим, что анимация, тем более анимация сто лет назад, была куда более индивидуальным искусством, чем даже современный ей кинематограф. Если Жорж Мельес в ранних работах и устраивал себе бенефисы, то позднее в наиболее прославленных своих фильмах он уже работал с довольно большой командой и актёрской труппой. А вот самые ранние мультфильмы создавались, по сути, одиночками – им ведь часто и студия была не нужна, всего лишь комната и киноаппарат (про бескамерную анимацию мы пока не говорим). Так что рассмотреть феномены раннего мультфильма стоит через фигуры его создателей.

В нашей стране первым мультипликатором стал балетмейстер Александр Ширяев – первые кукольные балетные мультфильмы он начал снимать ещё в 1906 году, то есть национальная мультипликация у нас родилась раньше, чем кинематограф как таковой (напомним, что официально отсчёт ведётся от фильма 1908 года «Понизовая вольница»). Однако ширяевская «Запоздавшая премьера» (так назывался документальный фильм о нём) прошла только век спустя.

К этому времени авторитет Владислава Старевича как главного и, по существу, единственного мультипликатора дореволюционной России был незыблем. Если в Ширяеве привлекает очарование тайны, то Старевич с самого начала предстал законченным мастером. Начинал он в провинциальном краеведческом музее, но очень скоро переехал в Москву и поступил под начало одного из первых киномагнатов Александра Ханжонкова. Фирменным знаком Старевича стали… насекомые. Героев своих фильмов он делал из своеобразных чучелок жуков, стрекоз и так далее, причём работал с таким мастерством, что некоторые зрители были уверены: перед ними великий дрессировщик.

Но техника – лишь полдела; Старевич к тому же был одним из лучших дореволюционных комедиографов. Его шедевр «Прекрасная Люканида, или Война рогачей и усачей», как отмечает киновед Наталья Кривуля, представлял собой пародию на французский «Фильм д’ар» – исполненные пафоса исторические драмы. В некотором роде Старевич стал пионером формалистского «остранения» в кино, использовав для этого классический приём замены людей на иных живых существ. За лапку красавицы Люканиды дерутся на мечах благородные кавалеры в громадных ботфортах, осаждаются замки – и всё это делают жуки. Зверская (во всех смыслах) серьёзность повествования уравновешивается одним этим фактом – отсюда и комический эффект. Другая удача Старевича – «Месть кинематографического оператора», ещё одна история о любовной измене: нельзя пройти мимо удачной шутки про рогатого мужа. Издевательские вывески «Кабарэ «Весёлая стрекоза» и Hôtel d’Amour, герои с фамилиями Жуков и Усачино, подглядывание через замочную скважину и битьё зонтиком – «Месть» является образцовым фарсом, скорее даже метафарсом, поскольку кинематограф становится не только условием создания и воспроизведения фильма, но и частью его повествования.

Заглавного нашего человечка Владислав Александрович как-то недолюбливал – даже великий Иван Мозжухин в его «Ночи перед Рождеством» играл не кого-нибудь, а Чёрта. Талант Старевича не нуждался в людях – зачем ограничиваться ими, когда перед тобой целое животное царство? Вот и короля Льва впервые снял именно Старевич – в блистательном французском уже фильме «Рейнеке-лис».


Тэги: Кино с историей от Фёдора Шеремета
Обсудить в группе Telegram

Фёдор Шеремет

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Кто нарисовал человечка?

    26.04.2025
  • Dreck und Feuer

    20.03.2025
  • Любовь двадцать четыре кадра в секунду

    23.02.2025
  • Хоть розой назови её, хоть нет

    24.01.2025
  • Играть по своим правилам

    20.12.2024
  • Время крупным планом

  • Dura lex, sed lex

  • Белым по чёрному

  • А ля гер ком а ля гер

  • Подождите, вы ещё ничего не слышали!

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS