В кинотеатре «Ролан» прошёл «III Фестиваль итальянского кино: из Венеции в Москву», в его программе как новые итальянские, так и российские фильмы советского периода. В разные годы они получили награды Венеции. Также прошла ретроспектива фильмов победителя 68-й Мостры А. Сокурова.
Одним из почётных гостей московского форума стал директор по организационным вопросам Венецианского международного кинофестиваля Луиджи Кучиниелло, который дал эксклюзивное интервью «ЛГ».
– Синьор Кучиниелло, повлиял ли маленький юбилей фестиваля на содержание программы?
– Из разных программ Венецианского фестиваля мы представили в Москве наиболее интересные ленты, характеризующие процесс, который сегодня идёт в нашем кинематографе. Есть более традиционные фильмы, как «Материк», получивший в Венеции Специальный приз жюри. (Фильм «Материк», снятый в традициях итальянского неореализма, скоро выйдет в российский прокат. – Авт.). Есть фильмы, представляющие великих режиссёров Марко Беллоккьо и Эрманно Ольми, – «Во имя отца» и «Картонная деревня».
– В условиях экономического кризиса итальянское кино развивается или угасает?
– Как ни странно, существует некий парадокс: в экономических тисках потребление людьми продуктов культуры повышается! Люди больше читают, чаще бывают в музеях, театрах и кино. Такой рост я сейчас наблюдаю: книги стали дешевле, музеи и театры реально заинтересованы в зрителях. Кризис отрицательно отражается на производстве и социальной политике, а на творчество он может влиять благоприятно. Люди набираются смыслами, открывают для себя или в себе что-то новое и творят. Конечно, финансовая проблема есть в европейском кино. Но более сложная проблема состоит в выходе на международный уровень новых европейских фильмов.
– Венецианский кинофестиваль её решает?
– Безусловно! В этом году Мостра пройдёт в 80-й раз – это самый долгоживущий фестиваль мира! Он отмечает картины не столько коммерческого потенциала, сколько высокого качественного уровня. Ведь точное название – Международная выставка киноискусства! Она создана по инициативе и в рамках знаменитой Венецианской бьеннале современного искусства. Это культурное событие, акцент ставится на эстетическое качество, подразумевающее профессионализм, нестандартность, художественный поиск, личностное видение автора…
– Между нашими странами издавна существует культурная связь, как она сейчас проявляется в кинематографе?
– Два года назад совместно был снят фильм, но уверен, что сотрудничество должно продолжаться. У России – ресурсы и глубокая культура, у Италии – богатые кинематографические традиции, помножьте это на наше взаимное уважение. Такое сотрудничество сможет победить засилье американских фильмов, во-первых. А во-вторых, диктатуру французской продукции, которая сейчас довлеет над европейским кинематографом. Франция успешно представляет свою национальную кинематографию благодаря финансам, дипломатии и качеству самих фильмов. Думаю, нам, итальянцам, есть, чему поучиться. На глобальном рынке надо действовать более динамично.
Беседовала