Мероприятие получилось, не побоюсь пафоса, духоподъёмное. Скучно не было ни на пленарной конференции, ни на круглых столах, ни на семинарах.
Собравшихся приветствовал ректор РУДН В.М. Филиппов. Он рассказал о том, что нынешний выпускник университета получает два диплома: российского и европейского образца. Это требование времени. И школа, в свою очередь, должна растить людей, которые могут реализовать себя в любой точке мира.
Другие выступающие подчеркнули, что в школу должны идти лучшие и что задача современного учителя не передача суммы знаний, а формирование творческой личности. Было также отмечено, что в обществе на смену негативному образу учителя постепенно приходит образ учителя-интеллигента, то есть происходит возвращение на круги своя – от «Школы» Германики к «Доживём до понедельника» Ростоцкого.
После пленарной конференции собравшиеся разошлись по круглым столам. Первый день работы форума был отдан предметам гуманитарного цикла, поэтому и круглые столы были соответствующие.
Я забрела на стол под названием «Проблемы человека и общества в русской литературе второй половины XX–XXI вв.».
А.Г. Коваленко, завкафедрой русской и зарубежной литературы филологического факультета РУДН, в своём докладе «Человек и история в современной российской прозе» выделил в современной прозе три этапа: 80-е, 90-е, и начало XXI века. Кроме всего прочего, доклад был интересен и полезен для учителей ещё и потому, что современные дети всё-таки читают современных авторов (например, Акунина и Пелевина). И помочь им отделить историческую прозу от квазиисторической, реалистическую от психоделической – задача учителя. А кого же ещё?
Вместе с профессором В.А. Мескиным перебрали финалистов «Большой книги»: кого с сочувствием, кого с неприязнью. А доцент Т.В. Коренькова вовлекла учителей в разговор о проблемах преподавания современной литературы. Присутствующие сошлись на том, что одна из главных проблем – наличие в ней обсценной лексики. Школа объявлена зоной, свободной от мата. Как быть? Что делать? Кто виноват? Всё-таки отвечать на эти вопросы придётся каждому учителю отдельно. Такое время.
И.П. Цыбулько, руководитель федеральной предметной комиссии по русскому языку, подвела итоги ЕГЭ. Как оказалось, в этом году результаты экзамена по этому предмету на 3,3% лучше, чем в прошлом.
Всего, о чём говорилось на форуме, не перескажешь в газетной статье.
Что обратило на себя внимание и обрадовало больше всего? Внешний вид учителей и их настрой.
Я помню времена, когда на учительские собрания приходили замученные тётки с неизменным пучком на голове и кучей тетрадей под мышкой. Сегодняшний учитель – подтянутый, хорошо одетый, хорошо отдохнувший, с планшетом или ноутбуком и горящими глазами.
Вот это и радует. Что наконец-то соединились преимущества нашего времени (достойная зарплата, возможность отдыхать и путешествовать) с традиционным энтузиазмом и любовью к своему делу.
Сбылась мечта Агафьи Тихоновны: к губам Никанора Ивановича приставили нос Ивана Кузьмича. Соединилось всё лучшее. А всё лучшее у нас, как известно, детям.
Так оно и будет.