В Государственном музее А.С. Пушкина открылась выставка «Книжный и графический мир Александра Бенуа в собрании Михаила Сеславинского. С дополнениями из фондов Государственного музея А.С. Пушкина».
В экспозиции нашли отражение основные стороны деятельности художника, искусствоведа, основателя и лидера ключевого для всего Серебряного века содружества «Мир искусства» – Александра Бенуа. Без него, по словам председателя Совета Национального союза библиофилов, исследователя книжной культуры Михаила Сеславинского, сложно было бы представить себе Серебряный век. Помимо многочисленных иллюстраций и эскизов театральных костюмов и декораций Бенуа создал фантастические искусствоведческие работы, например «Историю живописи всех времён и народов», подчеркнул Михаил Сеславинский.
На открытии выставки он представил свой альбом «Книжный мир Александра Бенуа. Этюды исследователя и коллекционера», вышедший в издательстве «Бослен». Михаил Сеславинский готовил это издание к публикации ещё в 2020 году, к 150-летию со дня рождения Александра Бенуа, тогда же должна была состояться и выставка, но планы нарушила пандемия. На этот раз нашёлся повод не менее серьёзный – 125-летие со дня образования «Мира искусства». Этой дате и прошедшему юбилею со дня рождения Бенуа посвящены альбом и выставка. В альбоме прослеживается путь Александра Бенуа, весь творческий мир которого, по мнению Сеславинского, рождался в детские годы.
Художник, философ, мыслитель Николай Рерих писал: «Бенуа – редкий знаток искусства, увлекательный историк искусства, воспитавший целые поколения молодёжи своими убедительными художественными письмами. Бенуа – собиратель предметов искусства». Наполнять свои коллекции Бенуа начал ещё в молодости, а его собственные работы коллекционеры собирают с начала прошлого столетия.
Говоря о том, что книги в семье, где рос Бенуа, были культом, а самого художника с юных лет заботило составление личной коллекции, Михаил Сеславинский провёл параллель с собственной «книжной» судьбой. Чтобы «Этюды исследователя и коллекционера» не выглядели излишне академичными, он «разбавил» развёрнутые комментарии к иллюстрациям короткими стихотворениями собственного сочинения. Некоторые из них были зачитаны в Государственном музее А.С. Пушкина.
Михаил Сеславинский пригласил гостей вечера на виртуальную экскурсию по выставке, сопровождая своё увлекательное, пересыпанное необычными фактами и добрыми шутками повествование показом слайдов. Такая импровизированная лекция позволила присутствующим за сравнительно короткое время перенестись в другую эпоху и погрузиться в атмосферу художественного пространства, созданного Бенуа и его современниками.
Запоминающимся и неожиданным стало выступление Натальи Солженицыной. Она рассказала о том, как перед отъездом Солженицыных из Швейцарии для получения Нобелевской премии для неё пошили наряд из отреза ткани, украшенного вышивкой по рисункам Бенуа.
Затем гости посетили саму экспозицию, поднявшись по лестницам практически к самой крыше музея.
В музейных витринах – испещрённые карандашными заметками книги из библиотеки Бенуа; созданные им эскизы костюмов к балетам «Щелкунчик», «Петрушка», «Голый король», операм «Богема», «Борис Годунов», эскиз декорации к комедии «Слуга двух господ»; иллюстрации Бенуа к произведениям А.С. Пушкина, а также оформленные им издания. Среди них – «Медный всадник», «Пиковая дама», «Капитанская дочка», «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны», «Версаль», «Страдания молодого Вертера», «Азбука в картинах» (а не «в картинках», как часто ошибочно указывают, – подчеркнул Михаил Сеславинский).
Среди наиболее впечатливших экспонатов – изящные открытки, созданные Бенуа во время работы в издательстве «Община святой Евгении», и ребус участника «Мира искусства» Мстислава Добужинского «Сто рож». Примечательно, что Община святой Евгении изначально занималась строительством госпиталей и обучением медсестёр, и чтобы найти дополнительные средства на это, занялась издательской деятельностью. Она достигла подлинного расцвета в годы 100-летия со дня рождения А.С. Пушкина и 200-летия со дня основания Северной столицы. Было решено назначить шесть премий, Александра Бенуа и других выдающихся мастеров попросили выбрать лучшие работы. Бенуа привлёк к сотрудничеству с Общиной святой Евгении почти всех участников «Мира искусства», включая Бакста, Добужинского, Сомова.
Выставка в Государственном музее А.С. Пушкина будет работать до 10 сентября 2023 года.