Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 18 июля 2024 г.
  4. № 28 (6942) (17.07.2024)
Телеведение

Молчащий фильм

18 июля 2024
Кадр из фильма «Великий утешитель», 1933 г.

Есть кино немое, а есть кино молчащее. Ускользающая, кажется, разница заключена в причине молчания – неспособности или нежелании. Техническое ограничение кинематографа конструкции Люмьеров и их конкурентов дало пищу для самых радикальных художественных экспериментов – от экспрессивного монтажа советской школы до полиэкранного повествования Абеля Ганса. Приход звука, впрочем, был воспринят большинством деятелей кино вполне позитивно; большинством, но, конечно, не всеми: великий Чарли Чаплин был довольно стойким приверженцем «старины» и к звуку пришёл очень поздно, к самому концу 1930-х. В общем и целом же кино достаточно быстро заговорило сначала на английском, а потом и на других языках, из Великого немого став Великим полиглотом.

При этом (хотя поверить трудно) ничто человеческое кинорежиссёрам не было чуждо, в том числе и ностальгия. Если зритель, как настоящий американец, – а кинопромышленность, думается, окончательно оформилась именно в Америке – имеет короткую память и толстый кошелёк, то кинематограф, плоть от плоти Европы, находится в вечных поисках утраченного времени. А девственная красота немого фильма, утраченного в погоне за капризным зрителем, – прекрасный предмет для ностальгии.

Первое, что приходит на ум, – изящная виньетка Мишеля Хазанавичуса «Артист», в которой формальные признаки позднего немого кино сочетались с современными массовыми штампами. Однако задолго до него, ещё в те годы, когда живы были зрители, для которых немой фильм был в порядке вещей, многие режиссёры трогательно обращались к прошлому своего искусства. Лев Кулешов, признанный новатор монтажа и непризнанный в своём блеске стилист, ещё в 1933 году (а первый художественный звуковой фильм в СССР – «Путёвка в жизнь» Николая Экка – был закончен лишь двумя годами ранее) вставную огенриевскую новеллу «Великого утешителя» выдержал в мягком романтическом колорите немой мелодрамы. И дело здесь не в отдельных интертитрах (на самом деле эти многозначительные надписи были общеупотребимым явлением вплоть до конца 1930-х), но в композиции кадра, устойчивой и вместительной, заинтересованной в движении не губ, а всего тела, в физике этих тел, в пластике выразительного актёрского движения. Кулешов работал со своими «натурщиками», вышколенными им не то что в немом кино, но и вообще – в кино без плёнки, каковой не было в нищей московской жизни артистов конца 1910-х. Ради краткого возврата к этим истокам – своим собственным и всего искусства – Кулешов даже отошёл от увлекавших его сложных монтажных построений, сделав «Метаморфозу Джеймса Валентайна» (так называется новелла) похожей не на свои авантюрные и хулиганские немые фильмы, но на степенную американскую картину начала века, вроде «Одинокой виллы» Дэвида Уорка Гриффита.

Само собой, европейцы и особенно французы, которым, собственно, и принадлежала честь изобретения кинематографа, переживали приход звука ещё более остро – американское изобретение заставило отчасти потускнеть блеск их национального кинематографа, родины Жоржа Мельеса и Макса Линдера. Это же была родина Жан-Жака Руссо и Марселя Пруста, так что ностальгия по условному «вчера» возникла очень быстро. Даже Рене Клер, этакий апаш от мира кино, снял сверхпопулярный музыкальный фильм «Под крышами Парижа», дедушку голливудских мюзиклов, держа в памяти недавнее прошлое – голоса героев фильма иногда вдруг пропадали за стеклянными дверями бистро, а кульминационную драку на ножах заглушали грохот и свист проходящего мимо поезда. Так кино разучилось быть немым, но научилось молчанию – даже в какофонии звуков; и это приобретение у кино уже не отнять.


Тэги: Кино с историей от Фёдора Шеремета
Обсудить в группе Telegram

Фёдор Шеремет

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Кто нарисовал человечка?

    26.04.2025
  • Dreck und Feuer

    20.03.2025
  • Любовь двадцать четыре кадра в секунду

    23.02.2025
  • Хоть розой назови её, хоть нет

    24.01.2025
  • Играть по своим правилам

    20.12.2024
  • Время крупным планом

  • Dura lex, sed lex

  • Белым по чёрному

  • А ля гер ком а ля гер

  • Подождите, вы ещё ничего не слышали!

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS