Новый ландшафт
старого Плёса
Набережная Плёса «гудела» как улей – шло открытие Левитановского культурного центра. Многофункциональный зал готов теперь принять и оперу, и балет и провести выставку и конференцию с применением самых современных технологий. Первыми на сцену вышли музыканты – гости Левитановского фестиваля.
В прошлые годы концерты проходили в помещении Дачного театра имени Шаляпина, симпатичном полуподвальном зальчике почти без акустики. Теперь фестиваль переехал в просторные интерьеры новенького зала, вписавшегося в исторические стены дома промышленника Горбунова.
Худрук фестиваля, пианист Алексей Гориболь, постарался подобрать программы так, чтобы учесть все вкусы. Первый вечер стал своего рода прологом, где каждый из участников презентовал своё искусство. Виолончелисты Дмитрий Прокофьев и Рустам Комачков перекидывались репликами в сонате Генделя, меццо Олеся Петрова напомнила о мужественной Жанне Д’Арк, героине оперы «Орлеанская дева» Чайковского, а вокальная группа Brodway в духе «Хора Турецкого» лихо исполнила
парафраз на темы из оперы «Риголетто» Верди.
Один из дней фестиваля был отдан «девчонкам, мальчишкам и их родителям». Цикл «Детская» Мусоргского, исполненный Татьяной Куинджи и Алексеем Гориболем, в равной степени оказался понятен всем поколениям. А вот «Детский альбом» Чайковского, пожалуй, больше заинтересовал взрослых.
Все годы Левитановский фестиваль возглавляет Алексей Шевцов, бизнесмен, много делающий для развития не только строительного, но и культурного ландшафта города. Он придумывает привлекательные праздники, события, творя новую историю города. Некоторые слушатели в перерывах между концертами рассказывали, что ради Левитановского фестиваля кроят свои планы, чтобы вырваться в Плёс в золотые сентябрьские денёчки.
Война, мир и оркестр
В Зале Церковных Соборов храма Христа Спасителя отметили 200-летие Бородинской битвы.
На годовщину войны 1812 года откликнулся новой программой Московский государственный симфонический оркестр для детей и юношества. В течение всего сентября коллектив и его руководитель, дирижёр Дмитрий Орлов, на шести площадках сыграли произведения Чайковского, Прокофьева, Хренникова, посвящённые этой грандиозной странице русской истории. Конечно, центральным моментом стал концерт в Зале Церковных Соборов: ведь храм Христа Спасителя и был изначально построен в память о победе в войне 1812 года. 25 декабря 1812 года, когда последний солдат 600-тысячной армии Наполеона был изгнан из пределов России, император Николай I подписал указ о постройке храма, «в воспоминание избавления Церкви и
Державы Российские от нашествия галлов и с ними двадесяти языков».
Ведущая концерта, неизменная Наталья Панасюк, рассказала юным слушателям, что в храме есть особая галерея «Воинской славы», где на памятных досках описано 71 событие той войны, выбиты имена павших в сражениях.
Дмитрий Орлов не побоялся начать с самого сложного – с оперы Прокофьева «Война и мир». Конечно, она идеально отвечает тематике дня, но в зале было немало младших школьников, ещё не читавших роман Льва Толстого. И для них знакомство с великим произведением произошло именно через музыку. Мощные звуки увертюры, её героический пафос сразу настроили зал в нужной тональности. Очень удачно по типажу подошла изящная Наталья Полянинова, спевшая ариозо Наташи Ростовой, а Сергей Байков был вполне убедителен в роли фельдмаршала Кутузова. В финале знаменитой арии о Москве к нему присоединился одетый в мундиры мужской хор (руководитель Валерий Рыбин), и «бравы ребятушки» выглядели весьма впечатляюще.
Солдатская строевая песня «Бородино» и песня-марш гвардейского Преображенского полка разрядили эмоции, а фрагменты из кинофильма «Гусарская баллада» Хренникова добавили романтического флёра батальной истории. И здесь красивое сопрано Натальи Поляниновой, лиричность артистки оказались «в цвет», когда она пела неувядающую «Колыбельную Светлане». Хренников – автор не только музыки к кинофильму о войне 1812 года, но и автор полнометражного балета «Наполеон Бонапарт», фрагменты из которого также прозвучали в концерте.
Замечательным финалом стала увертюра «1812 год» Чайковского: без этого сочинения, конечно же, музыкальная история о победе над Наполеоном была бы неполной. Тем более что увертюра создавалась именно по случаю освящения храма Христа Спасителя. Музыканты, ведомые Дмитрием Орловым, играли с огромной отдачей, точностью и инструментальным блеском. Зал Церковных Соборов заполнили мощные шквалы оркестрового звучания, как в калейдоскопе сменяли друг друга напористая «Марсельеза» и хороводная «У ворот, ворот батюшкиных», ведя к гимну-апофеозу «Боже, царя храни». Деятельность симфонического оркестра, посвятившего себя воспитанию молодого поколения, можно оценивать по самым «взрослым» меркам, и программы коллектива убеждают: «классика – это классно».