Новогодняя открытка как идеологическое оружие
Вернулся праздник в декабре 1935 года после выступления в «Правде» партийного публициста Павла Постышева. А вот новогодние открытки почему-то долго ещё не печатались. Они появились только в декабре 1941 года. Тогда только в столице вышло 16 различных новогодних карточек тиражом от 100 до 750 тысяч. В блокадном Ленинграде тиражи были меньше, но зато сюжеты разнообразнее. Питерские и московские открытки гуляли по всей стране. Их присылали из обеих столиц по почте, привозили в действующую армию, просто показывали детям и взрослым в тылу.
Они целиком соответствовали духу того тяжёлого военного времени. На одной из них – устремлённый в атаку, по-зимнему одетый, в каске и с автоматом боец Красной Армии, увлекающий за собой других солдат. Подпись в нижней части этой открытки гласит:
Врага с пути сметающий
К победе приведёт
Великий наступающий
Народной славы год.
Или вот такой сюжет. По улице Горького (Тверской) мимо памятника Пушкину идут бойцы с оружием. Снизу подпись, стихи великого поэта:
Иль мало нас? Или от Перми до Тавриды,
От финских хладных скал до пламенной Колхиды…
…Стальной щетиною сверкая,
Не встанет русская земля?
Зимний пейзаж. Вооружённый автоматом и винтовкой крестьянин ведёт пленного немца:
Зима!.. крестьянин торжествуя,
Карлушу пленного ведёт.
Фашист, винтовку сзади чуя,
Походкой быстрою идёт.
А вот открытка 1943 года. Немцы, прикрываясь оторванным листком календаря, пятятся в страхе, бегут, вжимая голову в плечи.
В страхе день за днём считая,
Жмётся гитлеровцев стая,
Сорок третий – Новый год –
Их с лица земли сотрёт….
Следующая новогодняя открытка «Отцу на фронт». На ней изображены мальчик и девочка, очевидно, брат и сестра. Мальчик сидит за столом и пишет письмо отцу. «Папа, бей фашистов!» Девочка стоит рядом, смотрит в строчки, которые выводит брат. Позади – украшенная ёлочка. Такие открытки призваны были напоминать бойцам о мирной жизни, о родной земле, о жёнах, матерях, детях, обо всех, за кого они воюют, кого защищают.
Почтовые открытки военного времени объединяли фронт и тыл. Мотив маленького ребёнка или женщины говорили солдату о том, что его любят и ждут с победой, о том, что техника и оружие, с помощью которых он воюет, обмундирование, еда, – всё это создано тяжёлым непосильным трудом женщин, детей и подростков. И он не имеет права не победить врага. Почтовые открытки были вестником надежды. Эта надежда была порой единственным, что давало силы и мужество.
Полные фантазии, надежд, творчества и в то же время насквозь идеологизированные, почтовые открытки годами служили мостиком между фронтом и тылом. И солдаты черпали из них силы. Равно как открытки с фронта укрепляли и дух тружеников тыла, заставляли их работать с утроенной энергией, чтобы советские солдаты ни в чём не нуждались во имя победы над немецко-фашистской чумой…
Открытки военных лет теперь встречаются всё реже и реже. Ценность их, естественно, очень высокая. Их берегут. И не только коллекционеры. Это память и о времени, и о наших дедах и прадедах, многие из которых так и не дожили до Победы.
Валерий ПРИВАЛИХИН