Российская академия художеств представляет выставку произведений заслуженного художника РФ, члена-корреспондента РАХ Ларисы Алексеевны Давыдовой «У времени в плену». Наделённые исключительной самобытностью и поэтичностью, её работы запечатлели жизнь российской провинции, виды родного Подольска, образы современников, вехи отечественной истории. В экспозицию войдёт более 50 живописных полотен и графических листов, созданных в разные годы, многие из которых широкая публика увидит впервые.
За плечами автора – серьёзная профессиональная школа: она окончила Московское академическое художественное училище памяти 1905 года, затем мастерскую монументальной живописи Московского государственного художественного института имени В.И. Сурикова. Её наставниками были Ю.Г. Седов и К.А. Тутеволь, через которых художница соприкоснулась с традицией ОСТа – А.А. Дейнеки и Ю.И. Пименова. Отсюда пластическая смелость, обобщённость решений, декоративность цвета и впечатление «фресковости» её полотен, умение гармонично соединить классические монументальные композиции с непринуждённостью исполнения.
Широкое признание получил живописный цикл «Связь времён» – портреты Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина, В.Н. Татищева, Екатерины II и других исторических личностей. Одна из известных работ мастера – «Последняя черёмуха» (1987) находится в собрании московского Музея Победы. Воплощая символический рассказ о судьбе подольских курсантов, Лариса Давыдова отходит от привычного развёрнутого сюжета, заменяя взаимодействие персонажей мысленной связью времён. Программным является «Автопортрет с ангелом» (1993), написанный в момент тяжелейшего духовного кризиса. Выхваченное состояние мгновенного перехода в иное измерение считывается как торжество победившего человека, предстающего в роли триумфатора. Целая серия полотен посвящена поиску современного типажа: «Серёжа» (1985, 2023), «Наташа, коралловые бусы» (1986), портреты художниц О. Утко (1997) и Р. Тихоновой (2022) и других. Облики героев одновременно конкретны и обобщённы. Живописец стремится найти образ для каждой модели, исходя из деталей: позы, причёски, взгляда, характерных атрибутов. Выразительна «Провинциалка» (1992), облик которой вдохновлён спортсменками и комсомолками А.Н. Самохвалова 1930-х годов. В картине «Дочь рабочего» (2007) используется красочная палитра и акцент на швейную машинку, катушки с нитками, освещённые заходящим солнцем корпуса завода.
Поэтическое отношение к предмету изображения характерно для композиций, посвящённых жизни российской провинции. Тема, появившаяся в 1980-х годах, постепенно стала одной из основных в творчестве Л.А. Давыдовой. Обращение к частному быту раскрывает обыденность как форму жизни, которая интересна и многообразна в своём проявлении. Например, картина «Утренний чай» (2005) изображает женщину за приготовлением завтрака. Автор сознательно снимает акцент с женской фигуры, переводя внимание на атмосферную обстановку. По мнению искусствоведов, этот сюжет является аллюзией на «Бар в Фоли-Бержер» Э. Мане. Натюрморты мастера отличает одна интересная черта: предметы приближены, словно выходят из пространства картины. Старинные вещи оттеняют яркие фрукты, придающие композиции нарядность. В экспрессивной манере написан «Натюрморт с кипящим чайником» (2006), где «пламенное» звучание достигается за счёт использования тёплых оттенков краски, положенных свободным мазком.
Экспозиция в академических залах познакомит столичного зрителя с многогранным творчеством серьёзного, вдумчивого мастера – Ларисы Давыдовой.