– Наталья Викторовна, когда мы с вами беседовали несколько лет назад, много говорили о креативе. Уже в то время вы большое внимание в своей работе уделяли образовательному центру «Сириус» в Сочи. Все думали, что олимпийские объекты будут использоваться сезонно – под соревнования, шоу, но не ожидали, что начнётся эффективное развитие пространства со своим концертным залом и университетом! В процессе создания первых проектов развития будущей федеральной территории «Сириус» участвовала команда Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств…
– Когда Елена Владимировна Шмелёва, руководитель Фонда «Талант и успех», посетила наш университет и, увидев работы студентов, предложила поработать над созданием архитектурной среды уникальной территории Имеретинской низменности, мы даже не могли предположить, насколько это будет серьёзная и увлекательная работа! Площадь более девятисот гектаров. Уникальная природа российской части субтропической зоны. Наши сибирские профессора и студенты начали с консультаций в научно-исследовательских институтах растениеводства, приезжали на натурные наблюдения в Сочи. Мы изучали особенности работы и образ жизни резидентов технопарка, исследовали потребности территории в объектах социальной инфраструктуры, маятниковую внутреннюю и внешнюю миграцию изучали, пульсацию плотности населения соотносили с нормативами и, конечно, наблюдали за нашими юными талантливыми подопечными.
Поразила интенсивность работы «Сириуса»: уже на старте в центре сотни ребятишек ежегодно проходили обучающие программы под руководством ведущих учёных, деятелей искусств, спортсменов. И каждый год поток возрастал! Мы стали свидетелями рождения «Планеты Сириус» – комплекса уникальных идей, усилий выдающихся людей и доброй воли в создании равных возможностей для детских талантов по всей России. Концентрация сил многих серьёзных руководителей для того, чтобы дать детям поддержку, чрезвычайно вдохновляла. Мы тоже постарались сделать многое: разработали задание на проектирование, мастер-план территории, объёмно-пространственные решения архитектурных объектов и концепцию благоустройства, развели потоки пешеходов, транспорта и популярных в Сочи средств индивидуальной мобильности. Наука, образование, туризм, экспериментальное производство и культура, конгрессно-выставочная деятельность – все детали этих процессов необходимо было предусмотреть. Мы очень много провели исследований тогда, очень много эскизировали, в результате получилось разнообразие вариантов проектных предложений – от самых фантазийных и футуристичных до самых прагматичных и бюджетных. А сколько интересных идей дали молодые преподаватели и студенты! Многие из наших предложений по размещению и функционально-планировочной организации сегодня уже реализуются на федеральной территории «Сириус».
– Как эта работа повлияла на ваш вуз?
– Сейчас мы понимаем, что предложение Елены Владимировны тогда стало судьбоносным и для нашего университета. Особый талант – видеть таланты и верить в будущее. «Попробуйте!» С этого её слова началась новая жизнь нашего университета: получив доверие и опыт участия в реальном деле, мы в дальнейшей работе сделали ставку на практико-ориентированную подготовку выпускников и не ошиблись. Сегодня уже очевидно, что в творческих мастерских, созданных при кафедрах, мы можем давать студентам практический опыт разработки реальных проектов с заказчиками по договорам. Теперь ежегодно более трёхсот проектов по реальным заказам по всей территории России составляют корпоративный портфель университета. Наши студенты могут учиться и получать оплату за работу по выбранной специальности уже со студенческой скамьи. Меня радует, когда удаётся найти для них заказчиков через мастерские вуза во время учёбы, чтобы закрепить их на «домашней» территории и в отрасли, доказать им, что они нужны здесь.
Мы рады, что в работе центра урбанистики Научно-технологического университета «Сириус» есть преемственность, сотрудничество продолжается. Летом наши студенты приняли участие в проектировании дальнейшего развития «Сириуса» по предложению и под руководством директора центра урбанистики НТУ «Сириус» и члена совета федеральной территории «Сириус» Андрея Андреевича Литвинова. Думаю, что многие наши идеи прорастут, будут развиты и реализованы в «Сириусе».
Конечно, команда студентов, профессоров, мастеров нашего университета переполнена благодарности Елене Владимировне, которая верит в молодых, всеми силами поддерживает их будущее, где бы они ни родились и где бы ни учились. Все регионы представлены в «Сириусе». С 2018 года наши преподаватели проводят профильные образовательные смены для одарённых детей в области пространственно-пластических и визуальных искусств, архитектуры, градостроительства, дизайна, компьютерной графики. Это сотрудничество прежде всего существенно развивает наших педагогов: они не останавливаются в поисках новых методов работы с детьми и молодёжью в научно-образовательном центре подготовки детей и молодёжи при нашем вузе, на студенческих программах и в аспирантуре. «Сириус» сегодня – это ещё и мощный методический центр: в регионах работают центры, созданные по его модели. Знаю, что в регионах работает сеть ассоциаций выпускников «Сириуса». Мы гордимся, что являемся частью «Планеты Сириус».
Нашему университету чрезвычайно важно это сотрудничество, оно необходимо для развития компетенций профессорско-преподавательского состава. Педагоги приезжают после работы на профильных сменах в «Сириусе» вдохновлёнными и окрылёнными!
Результат видим на выставках и защитах выпускных проектов, конференциях и на курсах повышения квалификации педагогов, специализирующихся в области работы с одарённостью. Не только выпускники «Сириуса» возвращаются в регионы, но и педагоги со своими победами и открытиями, которые можно масштабировать. «Сириус» сегодня стал, как и задумывался, одним из ключевых элементов в повышении качественного уровня подготовки в образовательных учреждениях на всей территории России. При этом у каждой школы своё лицо, свои особенности, которые, безусловно, определяются педагогическим составом. Но думаю, все согласны с тем, что уровень образования должен быть сопоставимым в столице и в регионах, а лучшие практики работы с одарёнными детьми должны быть адаптированы в работе со всеми. Замечу, я глубоко убеждена, что неодарённых детей не существует: есть дети не понятые, не открытые, не найденные взрослым миром.
– Несколько лет назад вам приходилось принимать большое количество предложений войти в тот или иной совет, комитет.
– Просьбы о помощи я всегда выполняю со встречной благодарностью и с радостью, потому что работа нашего вуза в Новосибирской области, как и участие в общероссийских проектах, даёт возможность развития компетенций профессорско-преподавательского состава и студентов университета, обеспечивает его популярность, формирует его положительную репутацию, увеличивает степень его полезного присутствия в регионе, вместе со всем перечисленным даёт энергию социального оптимизма и видение своего будущего нашей молодёжью. Сегодня очень важно то, какую социальную миссию, какую социальную роль выполняет университет на той территории, на которой он расположен. Потому что в России университет – больше, чем университет. Студентов настраиваем на то, чтобы они не замыкались в своей профессиональной сфере, развивали свой кругозор и старались вникнуть в жизнь, которая их окружает, старались понять людей, место, где живут и работают, и в конечном счёте смогли понять и найти себя в жизни. Для архитектора, градостроителя, дизайнера или художника очень важно знать жизнь в различных её проявлениях. Благодаря общественной работе мы имеем возможность погружать ребят в разные сферы деятельности, знакомить их с разными людьми. Наши выпускники обязаны иметь свой «набор инструментов» для диагностики среды, с которой работают. Среды в широком смысле этого слова: не только пространственной, но и социальной, экономической, культурной, духовно-ценностной. Университет наш находится в потоке текущих событий. Возможность пригласить на встречу со студентами так необходимых в их возрасте значимых взрослых мы заслужили своей работой. Поэтому как в той песне поётся: «Лучше быть нужным, чем свободным».
– Развитие учреждений системы высшего образования в регионе трудно представить себе без поддержки органов власти и губернатора.
– Наш университет работает практически со всеми министерствами в составе правительства области. Андрей Александрович Травников активно участвует в развитии всех наших вузов, всем помогает. Мы видим, что он настраивает всю нашу сеть сбалансированно, поскольку задачи всех университетов схожи, независимо от отраслевой принадлежности и масштабов вуза. В правительстве региона понимают: наш учредитель на федеральном уровне оценивает нас по одной шкале и для того, чтобы сохранить разветвлённую многообразную сеть подготовки в регионе, необходимо всем уделить внимание. Инженерное образование и опыт управленческой работы Андрея Александровича позволяют находить нетривиальные идеи и видеть междисциплинарные связи. Губернатор помог наладить сотрудничество с Международным математическим центром в Академгородке, созданным на базе Института математики имени С.Л. Соболева Сибирского отделения РАН и Новосибирского государственного университета. Так родилось направление «наукоёмкие креативные индустрии», которое успешно развивается в Технопарке, созданном при поддержке губернатора, агентства инвестиционного развития и Новосибирского отделения Сбербанка. Стиль работы нашего губернатора чёткий и строгий, оценка – по результатам. Не буду скрывать: приходится перенастраиваться, выходить из своей педагогической «Касталии», когда иду в здание правительства.
– Получается ли объединительная работа творческих вузов, союзов?
– Есть ряд инициатив, направленных на развитие творческих связей между всеми сферами культуры. В связи с этим был создан консорциум творческих вузов на территории Новосибирской области: у нас есть планы совместно с Консерваторией имени М.И. Глинки и театральным институтом. В ближайшем будущем нам предстоит подготовить предложение о проведении форума творческих союзов в Новосибирске. Необходимость в объединении всех творческих сил более чем очевидна: она обязательна для решения задач укрепления российских традиционных духовно-нравственных ценностей.
Нынешний год по предложению Президента России объявлен Годом педагога и наставника. Понимание роли творческой интеллигенции как в сохранении культурного наследия, так и в формировании перспективных взглядов, осмысление отечественного культурного кода и ответственности творческих элит в настоящее время очень важны для воспитания творческой молодёжи. Наша задача сегодня – подготовить молодёжь для будущего России. Нам очень важно, чтобы молодёжь была готова к «деколонизации мышления», к пересозданию старого мира, который в своей определённой части несправедлив к России. Будущее за молодыми. Им очень много работы предстоит, им надо быть готовыми к созиданию нового. Нам нужно сплотиться вокруг них: я считаю, будущую творческую элиту надо воспитывать обдуманно и серьёзно.
– В основе деятельности сегодняшних творческих союзов должен стоять, как ни странно, вопрос материальный. Потому что люди объединяются не только для того, чтобы они могли общаться с единомышленниками, но и для того, чтобы иметь возможность реально влиять на ситуацию. Но все творческие мастерские в городе были созданы в советское время. То есть, с одной стороны, надо, конечно, воспитывать молодёжь, а с другой стороны, эта молодёжь станет восприимчивой тогда, когда она поймёт, что эти союзы помогут ей реализоваться. Поэтому, мне кажется, здесь надо понимать, чем можно помочь творческой интеллигенции.
– Я практически выросла в новосибирском Доме архитектора. Мой отец был активным участником Союза архитекторов СССР. Я запомнила, что в его профессиональной и общественной работе творческое объединение имело большое значение: в те времена ни один знаковый объект в Новосибирске не был построен без проведения творческого конкурса, градостроительные и архитектурные решения тщательно рассматривались в комиссиях и на заседаниях президиума Союза архитекторов. Случалось всякое, но, если не фокусироваться исключительно на негативных явлениях, можно с уверенностью утверждать, что в дискуссиях и открытых обсуждениях в экспертных сообществах передавались нормы профессиональной культуры, частью которых был высокий функциональный и эстетический уровень проектных решений.
Переживая 1990-е годы почти подростком, я никак не могла принять ситуацию, в которой люди с высочайшей квалификацией и профессиональным опытом вдруг стали работать не по специальности. Затем, получив диплом архитектора, я услышала слова профессора, произнесённые со вздохом: «Вы такие талантливые! Жаль, что вы никому не нужны…» А затем мы увидели кирпичные «замки», безграмотные и безвкусные непрофессиональные решения. Вскоре творческие конкурсы будут заменены строительными тендерами, а архитектурные решения огульно станут называть картинками, обесценивая талант и труд архитектора. Все творческие союзы могут рассказать подобные истории.
– В вашем вузе делаются первые шаги по подготовке критиков, журналистов…
– Раньше отношение к печатному слову было весьма серьёзное, ответственное и трепетное. А сейчас иногда берёшь в руки книгу и не понимаешь, каким образом она могла попасть в школьную программу или к ребёнку-дошкольнику. Поэтому вопрос о культуре, о высокой эстетической планке, которую держали объединения профессионалов, – это серьёзный вопрос. С уходом из активной жизни творческих союзов исчез и институт профессиональной критики. Это существенный урон, который понесла культура. Возможно, этот инструмент самоорганизации творческих элит не был совершенен. При всей своей сложности институция экспертизы и критики относительно молода во всём мире. Но, прекратив развитие в России, она освободила поле, на котором развернулась совсем иная «игра».
Врач, опираясь на объективные данные, может сказать определённо, что на пользу больному, а что во вред. А эксперты-искусствоведы должны определённо сказать, что в культуре и обществе конвенционально, а что нет. Причём сделать это они могут с ретроспективных и перспективных позиций.
– Роль культуры по большому счёту у нас в стране долгое время недооценивалась, и мы имеем весьма серьёзные издержки в обществе…
– В сегодняшней повестке очень серьёзные вопросы. Но есть ощущение и доводы рассудка, что именно сейчас нужно обратить внимание на культуру. И то, что мы называли «креативными индустриями», сегодня усилило своё значение, потому что есть действительно огромный запрос на импортозамещение в сфере культуры. Комплексное гибридное противостояние имеет когнитивную и социально-культурную составляющие. Поэтому, безусловно, нужно отрабатывать свое содержание, которое мы могли бы транслировать молодёжи, в том числе и с помощью цифровой доставки посредством современной телекоммуникации. Визуальное искусство обладает чрезвычайными проникающими возможностями: оно без затруднения заходит в наши дома, общественные здания, образовательный процесс, воспитание. Всё подлежит визуализации, и та самая экранная культура, о которой говорил в своё время Михаил Михайлович Бахтин, неизбежна, потому что всё равно «лошадей заменит телеграф».
Необходимо работать над содержанием с двойными усилиями. Нужно искать свою аутентичность, свои культурные истоки, свои коды, интерпретировать их и транслировать нашей молодёжи в преемственной культуре, как длительность истории России.
Россия была, есть и будет! Как это объяснить молодёжи? Предстоит поработать. Современная отечественная гуманитаристика в весьма фрагментарном состоянии, поэтому обеспечить достаточную системную академическую опору пока не в силах. Обслуживая иностранные франшизы, своего не развить. До недавнего времени ведущие линии визуальных искусств через трансляцию нематериального работали с сознанием потребителей в маркетинговых интересах. В этой связи в настоящее время можно говорить об открытых возможностях для деятелей искусств. Мы предвидим ещё один ренессанс русского искусства, уже на новых основаниях. Но предстоит ответить на ряд вопросов. Что есть русская культура? Откуда истоки? В чём уникальность и ценность? В чём опоры? Что для нас эстетически приемлемо? Что такое русские «потребительские стандарты» в культуре повседневности, быта, жилища?
Нужно осознать и донести до молодёжи, что российское общество объединено общей судьбой: у нас общая история, общая культура и общее будущее. На мой взгляд, будущее за новой солидарностью на основе связности межпоколенческой, межрегиональной, межконфессиональной, межпрофессиональной.
– Что вы видите впереди интересного в вашем любимом и самом близком учреждении?
– Мы сейчас стоим на пороге новой стратегической программы и модели управления университетом, потому что сегодня вуз достиг такой точки роста, когда нам надо принять ряд принципиальных решений. НГУАДИ за последние годы очень динамично развивался. Мы завершили инфраструктурную реорганизацию, открыли колледж, новые подразделения, много творческих мастерских. Выстроили систему непрерывной практической творческой подготовки от дошкольного возраста к студенчеству и постдипломным программам, сопровождению саморегулируемых организаций в повышении квалификации и переподготовке, наконец, к хобби-центру и дистанционным программам. Теперь у нас в университете можно осваивать все ступени обучения. Мы открываем новые специальности, получили лицензии. С сентября этого года на продюсерском факультете будем обучать управленцев и журналистов, специализирующихся в сфере искусства и культуры.
– То есть сейчас и здесь самый больной для нашего времени вопрос – вопрос выбора?
– Главное – не останавливаться в развитии.
– И не ошибиться.
– Остаётся только процитировать Марка Твена: «Вы не ошибётесь, если поступите правильно».
Беседу вёл
Александр Савин,
Новосибирск
_______________________________________________________________________________
«ЛГ»-ДОСЬЕ
Наталья Викторовна Багрова родилась в городе Новосибирске в семье архитектора В.В. Пергаева. В 1997 году окончила Новосибирскую государственную архитектурно-художественную академию по специальности «архитектура», в 2002-м получила учёную степень кандидата культурологии, защитив диссертацию «Критика архитектуры советского авангарда как форма рефлексии отечественной художественной культуры ХХ века». После защиты диссертации «Архитектурно-критический дискурс как феномен отечественной культуры ХХ века» в 2013 году ей присуждена учёная степень доктора культурологии. Член-корреспондент государственной Российской академии архитектуры и строительных наук. С 2002 года её трудовая деятельность связана с Новосибирским государственным университетом архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова. С 2014 года – ректор. Возглавляет общественный совет при министерстве культуры Новосибирской области.