9 июля в Вашингтоне открылся юбилейный саммит НАТО – Североатлантический альянс отмечает 75 лет со дня основания. На рабочее празднество собрались главы 32 стран-членов: их за 33 года после исчезновения главного противника, СССР, стало ровно вдвое больше.
Контекст для празднования непростой. Начальнику альянса, США, предстоит определиться в ноябре с лидером, и НАТО придётся подстраиваться. Повсюду на Западе население задаётся вопросами, нужно ли платить такую высокую цену – через инфляцию, дорогие бензин и газ – за поддержку Украины в конфликте с РФ. В Европе крайне правые силы стремятся оседлать волну недовольства, набирают всё больше голосов на выборах, заходят во власть. Россия тем временем использует противоречия внутри Запада и строит особые отношения с членами альянса в лице президента Турции Эрдогана и премьера Венгрии Орбана, который только что побывал в Москве. Мощный саммит Шанхайской организации сотрудничества неделю назад в Казахстане с участием председателя КНР Си Цзиньпина показал весь потенциал противостояния, если Западу оно нужно. Эрдоган был и в Астане. А недавно Путин два дня пребывал в гостях у главного «всемирного изгоя» в Пхеньяне. На Ближнем Востоке Израиль истребляет Палестину, готовит операцию против Ливана.
Однако при всех проблемах НАТО со времён холодной войны не было так собранно, мотивированно и агрессивно, как в последние два с половиной года. Члены альянса не только дают Киеву вооружения, но и закладывают повышенные военные бюджеты на десятилетие вперёд, перестраивают ВПК и военную инфраструктуру под долгосрочный конфликт.
Чего же ожидать от НАТО в ближайшие годы? Неопределённостей много, но главный вектор ясен – противостояние с несогласными.
Членам альянса придётся балансировать между обещанием поддерживать Украину «столько, сколько нужно» и экономическими последствиями этого – вопрос в количестве поддержки, но Киев они не оставят.
Если президентом США станет Трамп, вряд ли радужные надежды энтузиастов трампизма в Москве оправдаются. Всё, что обещает Трамп сейчас, направлено на победу на выборах. В отношении НАТО его главное требование к европейцам: платите больше, а то скормлю вас злой России. По существу, это лишь более жёстко – практически все члены уже платят НАТО выбиваемые Трампом 2% ВВП, а по форме запугивание Россией – издевательство. Ещё на саммите НАТО в 2018-м Трамп утверждал, что Штатам от Европы «причитаются огромные суммы денег», и возмущался масштабными закупками ФРГ российского газа: «Страна получает энергию от человека, от которого вы хотите защититься. Нет, вы просто делаете Россию богаче».
Уже тогда премьер-министр Нидерландов Марк Рютте, как пишет «Файнэншл таймс», смог найти ключ к Трампу: умело льстил, соглашался или, когда надо, отрицал – в итоге президент США покинул саммит «сияя». Вероятно, способность угодника Рютте обращаться с Трампом была одним из факторов при выборе его на пост следующего генсека.
НАТО – военный инструмент западного капитала. Сейчас тема мирных переговоров по Украине занимает всё больше места в новостях. И это хорошо. Братоубийственному конфликту, выгодному врагам России, нужно положить конец. Но как прийти к миру, если интересы капитала и имперские проекты требуют войн? Как не довести противостояние с НАТО до прямой войны в следующие 25 лет?