Нина Рябова. Дети войны. – Интернациональный Союз писателей, 2022. – 80 с.
Ветеранов Великой Отечественной войны, тех, кто был на фронте, кто шёл в бой против фашистских оккупантов, с каждым годом становится всё меньше… Да что там говорить, их уже почти не осталось. Но среди нас живут дети войны – те, кто хоть и не был на фронте, не держал в руках оружие, но на себе испытали тяготы и ужасы того времени. «Бессмертный полк» – очень важное и благое дело. Потомки несут портреты своих предков, погибших на фронтах Великой Отечественной войны… Но не менее важно помнить и поддерживать тех, кто эту войну по малолетству пережил в тылу.
Мои родители – дети войны.
Моя мама была в эвакуации в Татарстане. Их определили жить в татарскую семью. Когда они входили в дом тех, кому их соседство навязали, конечно, сильно волновались. Сестра моей бабушки, мамина тётя, моя любимая баба Лёля от волнения сказала: «Простите уж нас, пожалуйста… Мы же понимаем, что незваный гость хуже татарина…» И тут же смутилась ещё больше, поняв, какую бестактность допустила. Но хозяева не обиделись. А потом все вместе даже по-доброму смеялись над этим конфузом.
Это была великая и дружная страна…
Мой отец жил в Майкопе все годы оккупации. Когда фашисты неожиданно для всего его руководства вошли в город, ему было два года. Эвакуировать не успели даже детей. А его мама, моя бабушка, была учителем. Она по наивности пошла к новым немецким властям, чтобы попросить еды для детей. Конечно же, она не вернулась. Отец вырос в семье своей тёти, сестры его матери. О том, что она ему не мать, а тётка, он узнал только, когда вернулся с фронта его дядя, муж тётки… После войны его определили в детский дом. Он очень обиделся, даже разозлился, несколько раз сбегал, скитался с беспризорниками. Он тогда не понял, что его отдали в детдом, потому что там детей кормили! А в семье его тётки, у которой было три собственных дочери, даже мамалыги, кукурузной каши, хватало не на всех. А его как неродного формально приняли в детский дом. Возможно, он стал единственным выпускником Дундуковского детдома, кто получил высшее образование, а потом и учёную степень…
Да, это была великая и дружная страна…
Помню, как несколько лет назад мы с отцом на 9 мая навещали родственников. Возвращались поздно. Пока отец не спеша входил в вагон метро – быстрее не мог, ноги-то больные, – все места заняли весёлые подростки, у каждого из которых на рюкзачках или сумочках, или в петлице были георгиевские ленты. Они праздновали. Они радостно щебетали. И никто не обращал внимания на старика, стоящего в проходе вагона. Да, он не был ветераном, не воевал, но он был из детей войны… Только мужчина средних лет встал и уступил ему место. На нём не было никакой ленточки. Увы, но череда чёрных и оранжевых полосок ещё не равняется патриотизму.
А вот книга Нины Рябовой «Дети войны» просто призвана воспитывать в молодом поколении патриотизм. А это сейчас особенно важно. Патриотизм истинный, не показной, его-то сейчас так много, что хоть отбавляй, а глубинный, идущий из самого сердца. Я верю, что, если бы кто-то из описанных мною выше подростков прочитал эту книгу, он непременно уступил бы место моему отцу. Он понял бы и прочувствовал, кто они такие – дети войны, каково им пришлось.
Это сборник коротких рассказов, основанных на реальных событиях из военного детства писательницы. Мягкий, но пронзительный реализм льётся из каждой строчки повествования. Нина Рябова просто и без прикрас рассказывает о жизни российской деревни во время Великой Отечественной войны. В этой книге нет взрывов снарядов, нет стрёкота пулемётов, нет даже воя сирен… Но в каждой строчке чувствуется закадровое, внесценическое присутствие войны, присутствие большой беды, охватившей всю великую и дружную страну… Так же просто писательница описывает и своих героев, а точнее, по большей части героинь, очень просто, но предельно точно. Перед читателем так и встают, как живые, Дуня Мишина, Зоя со своей Черемисой, бабушка Ираида, дедушка Финаен с женой Евфалией, Олимпиада, Рафаша, а также дети – Шурка, Нинка, Файка, Вася, Градя…
Что простой человек может противопоставить мировой беде, которой является война? Дружбу, добрососедские отношения, поддержку ближнего своего. Чего-чего в книге Нины Рябовой много, так это доброты. Герои её рассказов демонстрируют яркие примеры истинной человечности в трудную годину. Не могу не отметить, что Нина Рябова упоминает книги, которые читала в раннем возрасте: «Капитан Немо», «Двадцать тысяч лье под водой», «Таинственный остров» Жюля Верна, «Человек-амфибия» Александра Беляева, «Люди, я любил вас! Будьте бдительны!» Юлиуса Фучика, «Это было под Ровно» Медведева, обе редакции «Молодой гвардии», «Сильные духом», «Белеет парус одинокий» Катаева. А потом ещё и «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях» Макаренко. Книги – это тоже поддержка в трудное, даже страшное время. Книги воспитывают человека, засеивают его душу благодатными семенами добра, человечности и, конечно, истинного патриотизма. Такова и книга Нины Рябовой, очень нужная сейчас книга.
Андрей Щербак-Жуков