Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 10 апреля 2024 г.
  4. № 14 (6929) (10.04.2024)
Литература Литературный резерв

Негероический герой

О ком пишут и читают сегодня

10 апреля 2024
Владислав Отрошенко, Максим Замшев и Анастасия Ермакова

В рамках ярмарки non/fictioNвесна прошла организованная «ЛГ» дискуссия «Герои современной литературы: кто они?» В обсуждении приняли участие 10 известных писателей и критиков из разных городов: Владислав Отрошенко, Валерий Попов, Дмитрий Воденников, Евгений Попов, Юрий Козлов, Борис Евсеев, Юрий Нечипоренко, Женя Декина, Ася Петрова и Елена Сафронова. Вели дискуссию главный редактор «ЛГ» Максим Замшев и его заместитель Анастасия Ермакова.

Владислав Отрошенко открыл обсуждение мини-лекцией: будучи членом жюри премии «Ясная Поляна», он кратко описал ключевые типажи главных героев известных современных прозаиков, чьи произведения в разные годы получали престижную награду. В числе прочего Отрошенко выделил две тенденции: создание героев, связанных с внутренним миром писателя, не укладывающихся во временные рамки и универсальных (А. Николаенко, Н. Абгарян, А. Григоренко) и поиск социально активного героя, «обострённую необходимость вычленить нового человека» (Р. Сенчин, С. Шаргунов).

Юрий Козлов продолжил тему поиска и подчеркнул: литературный герой рождается из понимания автором добра и зла и его отношения к окружающей действительности. Нового героя принесут писатели новых поколений. Нынешняя же литература «живёт бэкграундом минувшего тридцатилетия», в котором понятия о добре и зле перевернулись с ног на голову. «Из этой среды писатели брали героев и ситуации, но в последние годы в стране происходят изменения в первую очередь в духовной сфере». Нарождающаяся сегодня литература проявит себя позже и – кто знает! – может быть, явит нам нового человека.

Согласилась с Юрием Козловым Елена Сафронова: «Говоря о герое в прекрасном смысле, мы вспоминаем князя Мышкина. Таких героев давно нет. Сегодня в книгах встречаются маленькие люди, жертвы обстоятельств или люди несимпатичные, но представляющие собой типизации людей из новой реальности. Положительно прекрасные герои появятся, когда общество определится с тем, что такое добро, что такое зло».

Женя Декина, говоря в первую очередь о нынешних молодых авторах, подчеркнула, что пока создать деятельного «героического героя, который показал бы путь» у них действительно не получается. Как член экспертного совета «Большой книги» Декина отметила «вал книг-автобиографий, в которых примерно одного возраста молодые люди вспоминают своё детство и романтизируют 90-е». Одновременно продолжаются «попытки написать условного современного офисного клерка», и образ этот выходит усреднённым и довольно неудачным, поскольку в нём нет философского обобщения.

Валерий Попов – писатель, на которого молодым людям, увлечённым автофикшеном, стоило бы равняться. Герой его нового романа – «Выдумщик» – как раз-таки человек деятельный, и образ этот вырос не только из биографии автора, но и из его жизненной философии. «Кто такой главный герой? Тот, кто создаёт эпоху, поднимает её. Тот, кто в любую эпоху живёт достойно, старается что-то делать – на своей улице, в своём доме. Это самое трудное. Сверхусилие и есть героизм наших дней. Всю свою жизнь надо стремиться сделать драгоценной, дорогой, любимой, зависящей от тебя», – отметил Попов и добавил, что создать совершенно нового героя – задача, стоящая перед современными авторами.

Борис Евсеев согласился с тем, что всё в руках писателей, но подчеркнул, что первичен не сам образ героя, а язык. И ещё – способность автора к перевоплощению. Ведь зачастую образ берётся не из головы, а из жизни, и умение примерить на себя судьбу, взгляды другого человека определяет его достоверность. Чтобы проиллюстрировать свою мысль, он рассказал о работе над рассказом «Сухой брод».

Поддержал коллег и Евгений Попов. По его словам, мы живём в уникальную для писателей эпоху, когда у автора существует множество выходов к читателю, а значит – гораздо больше свободы. Так что всё в руках самого автора, и его первейшая задача – писать качественно. С идеей же, что существует некий «герой времени», Попов не согласился: «По художественной литературе невозможно изучать жизнь, потому что все писатели до одного лжецы. Они описывают не окружающий мир, а свои представления о нём».

Дмитрий Воденников поделился размышлениями о современном лирическом герое: «Мне кажется, что в наше очень сложное, сильное и пограничное время наш герой – словно воин, вернувшийся с войны с пустым рукавом», словно герой сказки Андерсена «Дикие лебеди», оставшийся с крылом вместо руки, «человек, который состоит из небесной сущности и человеческой». По словам Воденникова, поэзия пытается примирить эти противоречия, но у неё это пока не получается.

А о героях детской и подростковой литературы рассказали Ася Петрова и Юрий Нечипоренко.

«Если спросить подростков о том, каких героев они хотели бы видеть в книгах, они скажут: активных, которые ведут за собой большую команду людей. А на деле оказывается, что им нужны герои, которые похожи на них: зажатые, немного скованные, рефлексирующие, герои, которые ищут себя», – сказала Ася Петрова. Именно поэтому популярнее всего у подростков истории о том, как условный сирота-очкарик превращается в успешного сильного взрослого.

Дмитрий Воденников и Борис Евсеев в окружении зрителей /  Максим Гончаров

О важности героев, которые стали бы для детей и подростков ролевыми моделями, говорил и Юрий Нечипоренко. «Когда я писал книги про Ломоносова и Даля, я с удивлением обнаружил, что оба провели значительное время в заключении. Для подростков важно понять, что, даже оступившись, совершив неправильный поступок, ты всё ещё можешь подняться на вершину». Впрочем, по мнению Нечипоренко, не помешает ролевая модель и взрослым: так, он отметил отсутствие в современной литературе героев-учёных, тех, для кого наука – служение. И призвал коллег обратить внимание на этот пробел и восполнить его.

Как отметил Максим Замшев, подводя итоги дискуссии, обсуждение получилось таким эмоциональным и острым потому, что тема современного героя давно назрела и требовала вдумчивого разговора.

София Шпитонкова


Тэги: Nonfiction
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Объединяя контексты

    16.04.2025
  • ВЕСНА В ГОСТИНОМ ДВОРЕ

    02.04.2025
  • Становится традицией

    10.04.2024
  • Семимильными шагами – по второму сезону

    10.04.2024
  • Вымыслы и факты высшей пробы

    12.04.2023
  • Ждем вас на non/fiction!

    2 голосов
  • Non/fiction близится

    1 голосов
  • Non/fiction официально переносится

    1 голосов
  • Вымыслы и факты высшей пробы

  • Семимильными шагами – по второму сезону

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Театральная площадь Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг Форум
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS