Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 26 января 2024 г.
Телеведение Литературный резерв

Несколько вопросов рабочему

Дзига Вертов совершил переворот

26 января 2024
Кадр из фильма «21-ая Кино-правда ленинская», 1925

Имя Дзиги Вертова в последнее время на слуху – особенно после того, как в 2018-м Николай Изволов заново открыл широкой публике его дебютный фильм «Годовщина революции».

На самом деле автора «Человека с киноаппаратом» и «Трёх песен о Ленине» долгое время за границей ценили больше, чем на родине, – в 1961-м Жан Руш и Эдгар Морен «Хроникой одного лета» откроют новую страницу в истории кино, озаглавленную «синема верите» в честь вертовской «Кино-правды», которую они не поняли, но полюбили всей душой, а в конце шестидесятых Жан-Люк Годар, не мудрствуя лукаво, даст старт «Группе Дзиги Вертова». В СССР же Вертов на некоторое время оказался забыт – его агрессивный и новаторский стиль оказался не нужен стране уже во второй половине тридцатых. А ведь именно он сформировал те начала, на которых построена вся современная медиажурналистика.

Возьмём хоть его «ленинскую» «Киноправду» – не совсем даже фильм, скорее двадцатиминутный сюжет в рамках той самой хроникальной серии. Вышел он под номером двадцать один в 1925-м и был посвящён годовщине более печальной – смерти Ильича. Вы, конечно, знаете эти скорбные выпуски «Вестей», которые дают день в день кончины очередной знаменитости – только всё немое и чёрно-белое. 29-летнему Вертову удалось вывести из такой «заказухи» настоящий шедевр, в котором каждый новый кадр кажется не ударом по восприятию смотрящего, как мечтал Эйзенштейн, а настоящим апперкотом, способным отправить зрителя в нокдаун.

Первый же эпизод фильма ломает все устои тогдашнего хроникального фильма – с крупного плана прямо в камеру уверенно смотрит заводской рабочий с фактурными усами, посредством титров прямо заявляя: «Я, рабочий завода имени Ленина… задержал стрелявшую в нашего Ильича эсерку Каплан. Покушение произошло здесь. Раны Ленина никогда не будут забыты». Что же мы только что посмотрели? Будущее тележурналистики – интервью! Целлулоидному памятнику Вертов придаёт человеческие черты, начиная сюжет не с монументов или государственных мужей, но с (почти) простого рабочего, каких в молодой Стране Советов были миллионы.

Пойдём далее. Рифмуя ленинские митинги с военной хроникой, Вертов параллельно вводит анимированные карты фронтов Гражданской войны – куда-то многозначительно летят стрелки, важно сжимаются обручи окружения. Режиссёру удаётся оживить даже официозные спичи Ильича: когда он говорит об остановке промышленности, на экране «складывается» громадная заводская труба, словесные эпидемии иллюстрированы зверскими кадрами высохших трупов, кучей сваленных на кладбище. Монтаж виртуозно подчиняет жизнь огромной страны действиям этого сухонького человечка в кепке: махнул рукой – поехали десятки тракторов, подмахнул бумагу – на воду спущен очередной корабль-гигант, а в деревенском доме зажигается лампочка.

Но вот загораются страшные слова: «Железный вождь болен». Выступает нарком Семашко – как себя чувствует Ильич. Что значит – «как»? Хорошо или плохо. Вертов же даёт настоящее светопреставление: рядом с листком календаря и циферблатом часов на экране бегают и сжимаются белые линии, отмечая температуру, пульс, дыхание, – да это ведь инфографика, резидент биржевых сводок и докудрам! Но вот Ленин умирает. На похоронах несчастные крестьяне падают в обморок, их выносят из залы – что же думает тлетворный Запад? Вертов мог бы нарезать какие-нибудь архивные кадры с улыбнувшимся Керзоном, но нет – фильм сменяется мультфильмом, и теперь весёлому карикатурному буржую в глаза летят стрелы – дескать, ленинизм жив, Англия с Норвегией его признали, а толпы рабочих ломятся вступать в партию.

От Вертова требовалось читаемое экранное сообщение, он совершил переворот. Так что подождите следующего года – будем праздновать годовщину уже другой революции.

Тэги: Кино с историей от Фёдора Шеремета
Обсудить в группе Telegram

Фёдор Шеремет

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Кто нарисовал человечка?

    26.04.2025
  • Dreck und Feuer

    20.03.2025
  • Любовь двадцать четыре кадра в секунду

    23.02.2025
  • Хоть розой назови её, хоть нет

    24.01.2025
  • Играть по своим правилам

    20.12.2024
  • Время крупным планом

  • Dura lex, sed lex

  • Белым по чёрному

  • А ля гер ком а ля гер

  • Подождите, вы ещё ничего не слышали!

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS