Наверное, слово «уверенность» неудачно и не в полной мере передаёт то состояние слушателя, когда с первыми звуками вдруг что-то проясняется и наступает полное доверие к исполнителю. Или не наступает. И изменить что-либо в этих интуитивных реакциях невозможно.
Лучшие фортепианные вечера октября, на мой взгляд, связанные с именем замечательного австрийского пианиста Рудольфа Бухбиндера (íà ôîòî), подтверждают это. Бухбиндер хорошо знаком московским меломанам. Что мне в нём нравится – мало считается с комментариями к своим выступлениям и продолжает действовать так, как считает нужным. В зале Чайковского два вечера играл все концерты Бетховена. Затея смелая. Помогал ему в осуществлении замысла Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф. Светланова. Дирижировал сам. Какое удовольствие не только слушать этого замечательного музыканта, но и наблюдать его за инструментом. Тихий рояль. Хотя специально ничего для этого не делается. Какой-то «одомашненный» Бетховен. Вообще впечатление камерности. Играют будто бы только для тебя. Особенно покоряет умение передать философские, интеллектуальные моменты сочинений. Какая-то мудрость присутствует в зале. Подлинная, глубокая и покоряющая музыкальность во всём его облике на сцене: в поразительно чистом и красивом звуке, удивительном и впечатляющем прочтении Бетховена, простоте манер и «уютном» дирижировании. Бухбиндер предстаёт и философом, и исследователем, но прежде всего талантливейшим интерпретатором великого Бетховена. У него он велик. У меня осталось особое впечатление от исполнения Концертов № 2 и № 4. Второй Концерт связан, как известно, с первым публичным выступлением Бетховена как пианиста-виртуоза, а Четвёртый – с последним. Мне показалось, что эти документальные свидетельства тоже были нужны Рудольфу Бухбиндеру в этот вечер.
Случайно забрёл на концерт Уральского академического филармонического оркестра под управлением английского дирижёра и композитора Бенджамина Эллина. В Екатеринбурге проходил Второй Международный музыкальный фестиваль «Евразия». Там Эллин и играл с первым тромбонистом Нью-Йоркского филармонического оркестра Джозефом Алесси свой собственный Концерт. Потрясающее впечатление. Была возможность послушать неизвестные, мне по крайней мере, сочинения не только Эллина, но и Эдварда Элгара, Бенджамина Бриттена, Джеймса Макмиллана.
В зале Чайковского и в Большом зале Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского вспоминали Зорю Шихмурзаеву (на фото). Известной российской скрипачке, профессору Московской консерватории в этот день исполнилось бы 80 лет. Трогательные концерты. Дети и внуки Зори Шихмурзаевой сами, безо всяких ректоров и директоров, учинили замечательный праздник. Жанна Дозорцева вспомнила свои встречи с Шихмурзаевой, многие из её знакомых и почитателей присутствовали в зале. На сцене, где много раз выступала сама Зареус Усмановна, играли самые близкие ей люди. Первой представила замечательную музыкальную династию внучка – Мишель Бушкова. Она учится только в третьем классе ЦМШ, но заявила вполне серьёзные претензии. Обнаружила явное удовольствие от аплодисментов Большого зала и преподнесённых цветов. Первое публичное выступление с оркестром. Когда-нибудь будет вспоминать этот день. В концерте принял участие Государственный камерный оркестр Республики Беларусь. Художественный руководитель – Евгений Бушков. Выступили дочь скрипачки – Юлия Бушкова, живущая ныне в США, и внук – Марк Бушков из Бельгии. Марк только что отмечен званием лауреата престижнейшего европейского конкурса королевы Елизаветы. Играли и соло, и ансамблем. Прозвучали произведения Пуччини, Берио, Массне, Чайковского, Венявского, Сен-Санса, Вивальди, Грига.