О том, кто достоин важнейшей литературной награды, размышляет писатель, президент Русского ПЕН-центра Евгений Попов.
– Нобелевскую премию по литературе вручили поэту из США Луизе Глюк. Как вы считаете, получение этой награды политизировано или в основе выбора всё же талант?
– Нобелевские премии часто присуждают не за талант, а за нечто иное. Примером тому белорусская журналистка Светлана Алексиевич, которая при Советах воспевала палача Феликса Дзержинского, а теперь, на радость Западу, утверждает, что Москва, оккупировавшая Крым, – хуже всякой Северной Кореи, Россия – страна «пещерного империализма», а 86% русских поклоняются Путину и считают, «что государство должно быть большое и нашпигованное ракетами».
А вообще-то давно пора понять, что Нобелевка – это не Высший суд или априорный знак качества. Хотя, конечно же, Альфред Нобель молодец, что свои динамитные деньги велел тратить на культуру, наши бы олигархи у него поучились. Однако вспомним, что эту премию не получили в своё время Толстой, Марк Твен, Джойс, Набоков, Борхес… Как бы она вскоре окончательно не выродилась в премию международной левой тусовки. О новой лауреатке с характерной фамилией Глюк ничего пока сказать не могу. Никогда про неё ничего не слышал и стихов её не читал.
– В разные годы нобелевскими лауреатами становились Солженицын, Шолохов, Пастернак, Бродский… Какие современные российские писатели, на в аш взгляд, достойны звания нобелевских лауреатов?
– Русская литература второй половины ХХ века – начала XXI грандиозна. Она не подверглась монетизации, дала подлинные образцы высокого искусства. Шолохов, Пастернак, Солженицын, Бродский – это хорошо. Однако Аксёнова, Астафьева, Ахмадулину, Вознесенского, Евтушенко, Искандера, имеющих общемировое значение, – их ведь выдвигали, я знаю. Но они, в отличие от Алексиевич и Дилана, не заинтересовали шведских «комитетчиков».
Сегодня самой крупной русской персоной, достойной Нобеля, является, на мой взгляд, тихо живущий в Канаде Саша Соколов. Он уникальный писатель, наследник по прямой скупого на похвалы Владимира Набокова, назвавшего его дебютный роман «Школа для дураков» «обаятельной, трагической и трогательнейшей книгой».
Его романы – новая русская классика. Он – гуру новых русских писателей. Многие из них вышли из «соколовской шинели».
– Соколов… И это всё?
– Можно подумать ещё и о легендарном Юзе Алешковском, о философе и тонком стилисте Анатолии Киме, моём однофамильце Валерии Попове из Питера, Михаиле Кураеве… Настоящие писатели, а не тусовочное фуфло в России всегда были, есть и будут…