Вышел в свет новый (четвёртый в 2016 году) номер журнала «Русское искусство». Он называется «Музейные кладовые».
Уже тринадцать лет журнал привлекает читателей интересными темами, высочайшим профессиональным уровнем статей, прекрасным полиграфическим оформлением. «Музейные кладовые» знакомят с сокровищами нашего художественного наследия, как правило, скрытыми в фондах и редко предстающими перед посетителями.
Через предметы, хранящиеся в музейных запасниках, журнал знакомит нас и с интересными людьми.
Виктор Степанович Самсонов не имел своего жилья, не обладал значительными средствами. И всё же за четверть века этот удивительный человек собрал несколько тысяч предметов русской старины, в том числе замечательную коллекцию икон. Среди них особую ценность представляет образ Богоматери Одигитрии, написанный знаменитым изографом Оружейной палаты Симоном Ушаковым. Благодаря В.С. Самсонову воздвигнут памятник на могиле Михаила Зощенко в Сестрорецке, установлен бюст императрице Александре Фёдоровне во Франции. Когда Виктора Степановича спрашивали, зачем ему всё это, он говорил: «Спишите это на счёт русской души». Часть коллекции В.С. Самсонова бережно хранится в фондах Музея русской иконы, отметившего в этом году десятилетие.
Как всегда, журнал много места отводит материалам, которые публикуются впервые. Читатель увидит лёгкие карандашные рисунки Филиппа Малявина, известного в основном самобытными живописными работами. Бесценные наброски мастера хранятся в фондах Рязанского государственного областного художественного музея. (К слову, именно в этом древнем городе в самый разгар Гражданской войны состоялась единственная прижизненная выставка художника в России.)
Из сокровищ Третьяковской галереи в новом номере «Русского искусства» впервые показаны проекты церковной утвари и шитья, созданные гениальным архитектором А.В. Щусевым по заказу великой княгини Елизаветы Фёдоровны для Покровского храма Марфо-Мариинской обители.
Отдавая дань многогранному таланту М.А. Врубеля (в этом году исполнилось 160 лет со дня рождения художника), журнал публикует уникальный материал о ранее неизвестной майоликовой вазе, сделанной мастером, в начале ХХ века входившей в собрание С.И. Мамонтова, а ныне находящейся в частном собрании.
Уверен, что не только любители декоративно-прикладного искусства получат удовольствие, читая статьи о драгоценных табакерках, хранящихся в музеях Московского Кремля, или об уникальной коллекции стекла из Егорьевского историко-художественного музея, или о недавно отреставрированном кубке на тему «Спорт», вырезанном из кости мамонта, из Всероссийского музея декоративно-прикладного искусства.
Журнал постоянно расширяет тематические границы и в этот раз представляет не только художественные собрания, но и коллекции Театрального музея имени А.А. Бахрушина, Дарвиновского музея, Объединённого музея-заповедника «Коломенское» – «Измайлово» – «Лефортово» – «Люблино».
И о многом-многом другом поведает нам очередной выпуск «Русского искусства».
Виктор Леонидов