Люди, чьё становление выпало на годы перестройки, середину и конец 1980‑х, помнят, как менялось советское телевидение. Официоз на глазах сникал и осыпался, молодёжные программы «12 этаж», «Взгляд» собирали миллионы телезрителей. Ведущие Александр Любимов, Дмитрий Захаров и особенно Влад Листьев стали для народа своими, встреч с ними ждали. Менялось и другое, даже строгая программа «Время», которую вдруг с доверительной интонацией стал вести Эдуард Сагалаев – он как будто входил в ваш дом и присаживался за столом вместе поужинать.
13 мая на 77-м году жизни Сагалаева не стало. То, что он был смельчаком, ярчайшей и самобытной телеперсоной, организатором новых журналистских процессов – это факт. Как незабываемо его человеческое обаяние. Его темперамент. Ничто ему было не чуждо…
Сразу появились соболезнования и оценки: ушёл «отец российского телевидения». Сам Эдуард Михайлович оценивал себя скромнее, хотя знал цену себе, своему таланту и способностям. Но знал и то, что он лишь один из отцов. Что в преобразованиях ТВ всегда был рядом Анатолий Лысенко, что в чём-то дальше пошёл Олег Попцов, его замечательные коллеги, которых уже также нет. Было ещё множество людей, которые разделяли его взгляды, помогали двигаться к новизне и свободе. В чём-то все они ошибались, что-то тогда недопонимали, например, что свободное слово в западном варианте не столь уж свободно, а вполне даже управляемо и продажно.
Телевидение отражало происходившее в стране, в мире, и Эдуард Сагалаев, Эдик, как звали его близкие друзья-журналисты, был обаятельным символом перемен. Он оставил по себе добрую память и уроки, которые стоит ещё раз оценить.
«ЛГ»