Плёс по российским меркам городок крошечный – всего-то три квадратных километра, на которых живут чуть более 1700 человек. Заезжий гость узнает, что название происходит от песчаной речной отмели и что мужчина здесь – плесянин, женщина – плесянка, а все они – плесяне. В Плёсе нет заводов, общественного транспорта и скучных «блинов» многоэтажек. Есть речной простор и бескрайние леса. Но городок этот, расположенный в 70 километрах к северу от Иваново, в устье правого притока Волги, речки Шохонки, в известности своей не уступит и Москве. Плёс, первое достоверное упоминание о котором относится к 1238 году (а плесяне тут же возразят, что об их городе поведала ещё Новгородская летопись 1141 года), видел многое: и князя московского Василия Дмитриевича, считающегося основателем города; и посадника Якуна Мирославича, бежавшего с князем Святославом от гнева новгородцев в Суздаль к Юрию Долгорукому; и Батыеву орду, спалившую город в 1238 году; и Афанасия Никитина, писавшего о Плёсе в «Хождении за три моря»; и Шаляпина, Левитана, Репина… Словом, мал Плёс размерами, да велик историей. Об этом «малом великом» городе мы говорили с председателем Совета Плёсского городского поселения Тимербулатом Каримовым (на фото).
– Тимербулат Олегович, вы, выпускник Бриджпортского университета США, были востребованным аналитиком нефтегазовой отрасли и успешным бизнесменом, и, как говорится, ничто не предвещало – но вдруг стали мэром небольшого городка в Ивановской области. Чем же привлёк вас Плёс?
– Это любовь с первого взгляда. Помню, как мы с супругой впервые приехали в Плёс и пошли прогуляться на рассвете. Это было сказочное ощущение, – маленькие улочки, резные наличники домов и царящая над всем этим великолепием Волга. В Плёсе я увидел город своего детства – Уфу, город Нестерова и Аксакова. Когда учился за границей, постоянно снилась Уфа, деревянная, уютная, с тенистыми аллеями… Когда вернулся в Россию, от того города, увы, уже ничего не осталось. Но спустя годы и за многие тысячи километров я нашёл город своего детства здесь, в Плёсе.
– Плёс прежде всего туристический город?
– И туристический город, и город дачников, а в июле нынешнего года Плёс решением правительства России отнесён к курортам федерального значения. Но это ещё и город культурного туризма. И слова «окунуться в прошлое» приобретают здесь особый, иногда даже буквальный смысл. Каждый найдёт у нас что-то своё, что-то из своего детства: деревянные домики с палисадниками, аромат разнотравья, свежее дыхание реки… Многое осталось из советского курортного антуража – афишные тумбы на остановках, стенды с передовицей «Плёсских ведомостей», продовольственные магазинчики, а санаторий «Актёр-Плёс» и сам по себе бесценный экспонат. Мы очень надеемся, что с приходом нового председателя Союза театральных деятелей он обретёт вторую жизнь, как обрело её подмосковное Переделкино. Мы стараемся создавать атмосферу заботы и гостеприимства, чтобы каждый гость ощущал – его здесь ждут и ему рады. В ресторанах и отелях – высочайший уровень сервиса, и за неприметной вывеской может находиться ресторан высокой кухни – победитель профессиональных ресторанных конкурсов. У нас ездят экологичные гольф-кары, везде работает высокоскоростной беспроводной интернет, безопасность обеспечивают системы видеонаблюдения.
– Вы прямо описали идеальный город будущего… Но ведь это ещё и город с богатым прошлым, не случайно же Плёс называют маленьким городом с большой историей. Городов «с историей» у нас хватает, а в чём главное отличие Плёса?
– Прежде всего – это город-музей. Каждый дом, по сути, музейный экспонат, требующий бережного отношения. Только представьте, на небольшой территории Плёсского городского поселения – 180 памятников культуры, 124 археологических памятника и 13 особо охраняемых природных территорий, а Плёсский музей-заповедник – историко-культурный объект федерального значения. Наша основная задача – всё это сохранить для потомков. Поэтому в Плёсе вы не увидите многоэтажной застройки, громоздких зданий и прочих ужасов современных мегаполисов. Все панорамы Плёса находятся под охраной государства, потому что мы должны дать возможностях нашим детям и внукам любоваться той красотой Плёса, которую воспели Левитан, Маковский, Корин и другие великие живописцы.
– В Плёсе нет градообразующего предприятия в общепринятом смысле этого слова. Что бы вы назвали драйвером развития города?
– Плёс – очень счастливый город, потому что наше градообразующее предприятие – Плёсский музей-заповедник. Успех Плёса – результат многолетней кропотливой работы большого количества подвижников и энтузиастов, в первую очередь сотрудников Плёсского музея-заповедника. Эти люди вот уже несколько десятков лет делают всё, чтобы не только сохранить Плёс для нас, но и передать наш город и его облик, а самое главное – его дух будущим поколениям.
– Что уже сделано и что планируется сделать для развития туризма?
– Плёс не только самый популярный у туристов город в Ивановской области, но ещё и самый посещаемый туристами малый город России, давно ставший чемпионом страны по числу туристов на одного жителя. Плёс входит во всевозможные рейтинги, например «Самый красивый город для поездок осенью» или «Топ 10 идеальных городов для отдыха летом». Ещё пять лет назад у нас было огромное количество судозаходов, что негативно сказывалось на экологии и экономике города. Мы проанализировали лучшие практики, в том числе опыт наших городов-побратимов – Онфлёра, Венеции, Сорренто и других мировых культурных столиц, но слепо копировать не стали, а разработали свой подход: ограничили количество судозаходов и продлили их минимально возможное время до 5 часов. Теперь круизные компании чётко планируют свой график. Как следствие, туристы дольше находятся в Плёсе, что благоприятно отражается на экономике Плёса.
Сегодня мы всё больше уходим от массового туризма к туризму событийному. Плёс – город для культурного, думающего туриста, и не случайно у нас проводятся выставки главных музеев страны – Русского музея, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Третьяковской галереи. Вот и этим летом открылись две выставки – «Западноевропейский пейзаж XIX века из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина» и «Исаак Левитан. Из собрания Русского музея». Две величайшие культурные институции открыли в Плёсе выставки из своих фондов! Это мечта любого города, но она осуществилась именно у нас, в маленьком Плёсе, благодаря трудам многих людей, и прежде всего сотрудников музея-заповедника.
– Среди ваших благотворительных проектов – уникальный музыкальный «Дачный фестиваль имени Шаляпина». Расскажите об этом фестивале.
– Мы счастливы, что у Плёса как минимум два легендарных «дачника» – Левитан и Шаляпин. Все мы знаем, что «Левитан открыл Плёс, Плёс прославил Левитана» – в Плёсе написаны хрестоматийные работы мастера, который здесь жил и работал. А великий Шаляпин в 1912 году купил недалеко от Плёса участок и к 1914 году построил дачу, которой, правда, не успел воспользоваться из-за революции.
Но есть и нематериальная память, и вот уже десятый год у нас проходит «Дачный фестиваль имени Шаляпина», этим проектом занимается моя супруга Инга. Начинали с камерного формата, в небольшом зале Левитановского культурного центра на 200 зрителей. Наверное, это самый маленький зал, в котором когда-либо выступали «Виртуозы Москвы» под руководством Владимира Спивакова, Денис Мацуев и другие выдающиеся музыканты. Потом это переросло в большой музыкальный фестиваль, занявший достойное место на музыкальной карте страны, когда мы стали проводить концерты под открытым небом, собирающие тысячи зрителей. В 2023 году «Дачный фестиваль» вышел на принципиально новый уровень – вместе с телеканалом «Россия» и Президентским фондом культурных инициатив мы провели большой гала-концерт над Волгой, который в прямом эфире посмотрели десятки миллионов телезрителей. Этот концерт стал гимном малым городам России, которые дали нашей культуре настоящих гениев.
– Я видел этот гала-концерт, в нём участвовало целое созвездие артистов, и, согласитесь, это редкое событие для малых городов…
– Да, на открытой сцене с видом на Волгу выступили Ильдар Абдразаков, Юрий Башмет, Александра Пахмутова, Александр Петров, Светлана Захарова, Вадим Репин, Ирина Пегова, Иван Бессонов, Сергей Шакуров, Станислав Любшин, Роберт Юлдашев и Пелагея. Концерт, который вели Дарья Златопольская и Андрей Малахов, прошёл в сопровождении Всероссийского юношеского симфонического оркестра и хора Сретенского монастыря. Звучала музыка Чайковского, Рахманинова, Шостаковича, Шнитке. А в заключительной части, когда исполнялся «Благовест» Александры Пахмутовой, зазвучали колокола всех девяти храмов Плёса. Это было и торжественно, и трогательно, когда прекрасная музыка соединилась с прекрасной природой этих мест.
«Дачный фестиваль» пройдёт и в следующем году. Мы стараемся проводить его каждый раз в разных форматах, но каким будет фестиваль-2025, пока не скажу, пусть это станет сюрпризом.
– В истории Плёса много известных личностей. Тут и считающийся основателем города великий князь московский Василий Дмитриевич, и Шаляпин, и художники Левитан, Репин, Саврасов, Корин… Как увековечена их память в сегодняшнем Плёсе?
– Решать, кого и как увековечить, – прерогатива горожан. Для этого создан орган общественного контроля – Градостроительный совет Плёса. В его состав входят музейщики, архитекторы, предприниматели, домовладельцы, депутаты, представители администрации и комитетов по государственной охране объектов культурного наследия Ивановской и Костромской областей. Любое изменение облика города – будь то памятник, новая детская площадка или проект реконструкции дома – должно быть рассмотрено на совете. Новые элементы должны органично влиться в существующий ансамбль, и мы тщательно разбираем каждую деталь вместе с экспертами.
– Не стал исключением и памятник Шаляпину?
– Да, первым делом скульптор, народный художник России академик Александр Рукавишников, показал форэскиз памятника, параллельно разрабатывалась концепция благоустройства набережной, и всё это обсуждалось на Градостроительном совете. Потом форэскиз дорабатывался с учётом замечаний, и лишь после этого появился памятник, созданный на частные инвестиции. Сегодня это самый популярный памятник в Плёсе, идеально вписавшийся в городское пространство, без фотографии с Шаляпиным из города не уезжает ни один турист. У нас несколько памятников Левитану, с именем которого неразрывно связан Плёс. Есть и оригинальные памятники – плёсской кошке, плёсской дачнице, – но это, скорее, городские талисманы. Сейчас рассматривается вариант увековечения памяти Григория Горбунова – выдающегося мецената, благодаря которому в Плёсе появились больница, детский приют и женское училище.
– Один из центров притяжения – созданный в 1982 году Плёсский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Как сегодня развивается этот уникальный объект культуры?
– В составе музея-заповедника – Мемориальный дом-музей И.И. Левитана, Музей пейзажа, экспозиция «Художественные промыслы Ивановского края», музейно-выставочный комплекс «Присутственные места» и Левитановский культурный центр с выставочными площадями. Посещаемость этих музеев даст фору многим федеральным институциям. Плёсский музей-заповедник активно сотрудничает с большими музеями в рамках проекта «Левитан в гостях у Левитана», когда в Плёс привозят картины Исаака Ильича из собрания других музеев.
– Говорят, вы предпочитаете название проекта «Левитан дома у Левитана»?
– Да, ведь Плёс был для художника настоящей «творческой родиной», где он создал самые значительные полотна. Этот проект стартовал в 2022 году, когда в Левитановском культурном центре был выставлен эскиз знаменитой картины «Над вечным покоем» из собрания Третьяковской галереи. Летом 2023 года в Музее пейзажа была показана картина «Корниш. Юг Франции» из коллекции Дагестанского музея изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой. А с февраля по июль 2024 года в Плёсе выставлялись три этюда Левитана из собрания Нижегородского государственного художественного музея. Сейчас музей-заповедник располагает всеми техническими возможностями для экспозиции бесценных полотен из лучших российских собраний, для этого мы приобрели специальную антивандальную витрину. Сегодня в ней экспонируется эскиз к знаменитой работе 1899 года «Озеро» из собрания Нижегородского музея. Есть и планы совместных проектов с уфимским музеем Нестерова.
– Вы упомянули Музей пейзажа, расположенный в одном из первых каменных зданий Плёса, памятнике архитектуры XVIII века. Как родилась идея такого необычного музея?
– Единственный в России Музей пейзажа – одна из жемчужин Плёсского музея-заповедника, ведь природные красоты Плёса вдохновили и очаровали многих художников-пейзажистов. Музей пейзажа был открыт 14 ноября 1997 года при деятельном участии замечательного человека, выдающегося искусствоведа и фотографа Ивана Борисовича Порто. Его супруга, главный научный сотрудник ГМИИ имени А.С. Пушкина, доктор искусствоведения Виктория Маркова, привозит в Плёс уже не первую большую выставку из собрания ГМИИ. В экспозиции Музея пейзажа есть работы пейзажистов второй половины XIX – начала XX века, отражающие различные направления русской пейзажной школы. Творчество передвижников представлено полотнами Саврасова, Шишкина, Боголюбова, Поленова, Маковского. Особо выделю работы друзей и учеников Левитана – Аладжалова, Жуковского, Петровичева, Корина, Виноградова. А работы самого Левитана представлены в Мемориальном доме-музее художника в пяти минутах ходьбы от Музея пейзажа.
– Плёс стал естественной декорацией для многих фильмов – от снятого в 1938 году «Минина и Пожарского» Всеволода Пудовкина до рязановского «Жестокого романса» 1984 года. Чем этот городок на Волге так привлекает кинорежиссёров?
– Ежегодно мы получаем десятки запросов на проведение съёмок в Плёсе. Главное – чтобы это не мешало размеренному течению жизни плесян и отдыхающих. Конечно, мы стараемся всегда идти навстречу коллегам по киноцеху. Не так много мест в России, которые могут похвастаться такой аутентичностью. Здесь будто переносишься в другой век, и не нужно никаких декораций.
– В чём особенность управления таким необычным городом, как Плёс?
– Плёс – самый маленький город России с самым большим туристическим потоком. Управление городом – наше общее дело, в котором участвуют все плесяне. Все судьбоносные решения принимаются Советом Плёсского городского поселения. В жизни города участвует и Корпорация развития Плёса. Сохранение Плёса – наша общая задача, требующая ответственного и бережного отношения владельцев зданий, властей, горожан и гостей города. Мы уделяем много внимания работе с гражданами – собственниками жилья. Да, у нас строгие правила, но многим нравится им подчиняться, участвовать в общем деле сохранения архитектурного облика Плёса. Мы не можем допустить, чтобы уникальный исторический облик города был испорчен в угоду коммерческим или каким-либо другим интересам собственников. Представляете, каков соблазн настроить тут многоэтажной недвижимости и отелей при таком туристическом потоке? Но наша миссия – сохранить город в его историческом виде, с мощёными улицами, деревянными изгородями, резными ставнями и водостоками. Неоднократно сталкивался с мнением, что Плёс – пример того, как нужно бережно обращаться с историческим наследием. И эта уникальная модель управления доказала эффективность. И то, что к нам приезжают перенимать опыт коллеги из других регионов, – высокая оценка работы градостроительного совета. И сложно переоценить тот результат, который мы видим в трепетном отношении к заповедному городу со стороны жителей, архитекторов, представителей администрации.
– Каким вы видите Плёс, скажем, через пятьдесят лет?
– Надеюсь, и через много веков Плёс не утратит красоты, которую мы видим сейчас. Не навредить, не разрушить неповторимую природную и культурную атмосферу – вот главная задача. Тогда и через много лет, и через много веков Плёс будет радовать своей красотой. Не сомневаюсь, так и будет.