Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 15 апреля 2015 г.
  4. № 15 (6505) (15.04.2015)
Библиосфера

«По мне протекла река»

15 апреля 2015

Марина Батасова. Одновременно всё. – Тверь: ООО «Альфа-Пресс», 2014. – 80 с. – 300 экз.

Неоднократно задавал себе вопрос: что я жду, когда открываю новую книгу стихов. Ответов много, но есть главное – хочется увидеть что-то незаурядное, что-то нетрафаретное, исключительно авторское, чего никогда ранее не видел. Зачастую по прочтении очередного сборника понимаешь, что автор хорошо владеет словом, умеет выразить красиво мысль, пользуется необычным стилем изложения или оригинальничает, щеголяя сложными рифмами, но необычности, самобытности всё же не ощущаешь. А значит – не получается открыть для себя уникальный поэтический мир, такой, который по-настоящему увлёк бы, тронул своей искренностью.

Такие книги – большая редкость и подлинная радость для любого искушённого читателя. Именно эти чувства мне удалось испытать, когда в руки попался поэтический сборник тверской поэтессы Марины Батасовой «Одновременно всё», получившей недавно премию губернатора Тверской области за лучшую литературную книгу Верхневолжья.

Оригинально оформленный художником Сергеем Денисенко сборник – некоторый промежуточный итог творческой траектории автора, председателя Тверского союза литераторов и организатора множества арт-проектов на Тверской земле. Эта книга собрала под своей обложкой самые разнообразные жанровые композиции: от стройной силлабо-тонической поэзии до верлибровых вариаций.

В книге Марины Батасовой на первый взгляд нет единой логической линии-концепции, не ощущается чёткое разграничение тематических, жанровых и смысловых скобок, отделяющих, скажем, пейзажную лирику от городских мотивов. Однако только после прочтения всей книги от начала до конца осознаёшь, что порой кажущиеся несочетаемыми те или иные соседствующие тексты, как кусочки разных по своей сути картинок, подсознательно выстраиваются в единый эмоциональный фон. Способствует этому не только смысловая насыщенность текстов, но и какое-то ликующее многоцветье в произведениях Марины Батасовой. Оранжевые больничные апельсины сменяют затейливые красные зонтики крыш, затем ключевым образом вырисовывается белая чашка на белом столе, а рядом – алая жар-птица заходящего солнца, которая плавно и незыблемо перетекает в малиновый трогательный этюд из детства; дальше – приглушённый колорит болотной сказки, сочно-зелёные травы позднего лета…

Однако главное – совсем не цветовые решения и владение различными стихотворными формами. Главное – смысловые параллели и глубина, которую они дают.

Ампулы.

Апельсины в пакете.

Ангел смерти уже улетел.

Казалось бы, несколько обычных, знакомых каждому слов, три модульных образа, но сколько трагизма между строк! Вырисовывается чёткая в своих простых деталях картина страдающего человека, причём без банального и привычного доминирования пафосного белого цвета медицинского халата, без штампованных образов пресловутого больничного кафеля и заезженного символа красного креста. Автор понимает, всё это лишнее. Поэтика Батасовой – пример поэтического минимализма с глубокой многослойной философией, не лишённой эмоциональности.

В книге довольно много образных находок, неприметных, но верных подробностей.

По мне протекла река,

Опутав и смяв бедой.

Я светлая горсть песка,

Оставленная водой.

И мне не любить, не мочь,

Но, помните, – соловьи…

Читайте в сырую ночь

Стихи о моей любви.

Автору, без сомнения, удаются пейзажные зарисовки. Но в сборнике ценны не только они. Тонкая вязь смыслов, атмосферность этих текстов – вот что завораживает и оставляет долгое и отчётливое послевкусие.


Тэги:
Обсудить в группе Telegram

Максим Страхов

Максим СТРАХОВ, поэт, публицист, критик. Родилс... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Все жили вровень, скромно так»

    29.05.2025
  • Книжная Россия на Дворцовой

    28.05.2025
  • Сибирский герой нашего времени

    28.05.2025
  • Музыка побеждает всё

    22.05.2025
  • Право на счастье

    22.05.2025
  • При свечах в келейном полумраке

    1043 голосов
  • Пейзаж донецкий с оренбургским схож...

    807 голосов
  • Ищущий нравственность

    612 голосов
  • Необъявленные войны

    286 голосов
  • Вечность таланта

    217 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS