Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Посмотрите детям в глаза

01 января 2007

СНЯТО!

Ещё лет двадцать назад никто и помыслить не мог, что придёт день и станут сочинять сказки про то, например, как мальчик отправляется во сне в тридесятое царство совсем не за чудесами или удивительными приключениями, а с очень обыденными, даже прагматичными намерениями. Очень уж хочет найти волшебника, который по щучьему кибервелению, по щучьему киберхотению помог бы ему помирить маму с папой, чтобы те не развелись.

Актуальный сюжет. Сколько вблизи нас таких мальчиков и девочек, готовых пойти хоть на край света, лишь бы сохранить рядом с собой, помирить и снова сдружить самых близких людей. В жизни это не очень получается, если посмотреть на статистику. Стоит хотя бы сказки такие сочинять, такие фильмы ставить, чтобы взрослые призадумались, какие раны оставляют они в сердцах любимых детей, сколько тяжёлых переживаний несут им. Очень часто – из-за собственного эгоизма, даже некой моды на разводы, когда во главу угла ставят собственное желание пожить всласть на свободе без обязанностей, ответственности и прочих обременений, без которых жизнь в семье невозможна.

Владимира Грамматикова не узнатьВ духе такой современной сказки режиссёр Елена Стрижевская в кинокомпании «Шар» поставила фильм, который, скорее всего, придёт к нам под названием «Волшебника вызывали?». По словам Елены, сценарий Николая Лырчикова привлёк её неожиданным сочетанием мелодрамы и сказки, комедии и даже политического памфлета. Такого у нас, пожалуй, ещё не было, полагает режиссёр-постановщик. В ходе работы над фильмом было и много другого, почти экстремального.

Двухсерийную картину надо было снять всего за одиннадцать дней (Голливуду не снилось!), и как назло зарядили дожди. Тут пришлось искать выход из положения всем, прежде всего оператору Андрею Глухову, для которого это был первый самостоятельный фильм. Стрижевская считает, что Глухов справился. Надо было как-то выкрутиться и с декорациями, костюмами – средств на это в бюджете картины было явно маловато. После выхода фильма мы увидим, сколько фантазии пришлось применить художнику-постановщику Елене Елисеевой-Сусековой, чтобы картинка получилась по-настоящему сказочной.

Царское дело – в обиду не даватьОсновные съёмки проходили в лесу, а наш русский лес сам по себе сказочен, но ведь в фильме действуют и царь-батюшка (артист Малого театра Виктор Бунаков), и роботы-пришельцы, и Царевна Несмеяна (артистка Мария Костикова из Театра Вахтангова) – тут одной природы мало. Всё отыграли! Работавшая с Соловьёвым, Хотиненко, Лунгиным художник по костюмам Наталья Дзюбенко умудрилась, как говорится, из ничего создать костюмы-микс: интересно, выразительно, стильно. И конечно, в сказочную атмосферу фильма свои краски добавит прекрасная музыка композитора Анатолия Зубкова.

– Актёрский состав – самое важное для такой картины, – замечает Елена Стрижевская. – Не все готовы играть сказку. Много проб было на главную роль – Вани. Приходили уже «опытные» мальчишки. А тут вдруг – второклассник Егор Гречишников. Очень трогательный. Когда во время одной из проб он спросил: «А ты можешь не уходить от мамы?» – его взрослый партнёр чуть не расплакался. Так он спросил, с таким переживанием. Но я сначала отставила Егора. В последний момент вернула. И теперь совсем не жалею. Очень пронзительный, всё понимающий – не по-детски даже. Я думала, что озвучивать его роль будет кто-то другой, но он и с этим замечательно справился.

Если исходить из рассказа режиссёра, то таких неожиданных открытий в трактовках образов будет немало. Скажем, Сергей Друзьяк – добрый ВолшебникКощей (его играет Владимир Грамматиков) и Баба-яга (Елена Борзова) предстанут в ленте не столько даже злодеями, сколько пострадавшими, переживающими. Потрясающая доброта скрывается в Волшебнике, которого сыграл Сергей Друзьяк, очень талантливый и не очень организованный актёр, хотя этот недостаток компенсируется самым главным.

– Я как-то попросила его, – вспоминает режиссёр, – «Дай раздражение!». Старался. А всё равно побеждала в нём доброта. Не зря его дети обожают. Знаете, я удивилась, что его любимая книга «Идиот». И произведения Бунина. Не простые авторы. Сергей – редкий талант.

Конечно, нелегко было определиться с исполнителями главных взрослых ролей. Маму (она же Василиса) сыграла артистка Театра имени Пушкина Виктория Триполина. В ней, как замечает Стрижевская, нет гламурности, а есть внутреннее целомудрие, достоинство, глубина, чистота. Папу играет талантливый артист театра «Современник» Андрей Аверьянов. Он удивил высочайшим профессионализмом, готовностью к каждой сцене и проникновением в ткань всего фильма – его советы были очень полезными. Кроме того, он музыкален, поёт и пишет песни. Хотя характер его героя непрост и неоднозначен, он смог, по мнению режиссёра, точно передать оттенки.

Режиссёр Елена Стрижевская– Как можно понять, у фильма счастливый конец? – спросил я Стрижевскую.

– Да. Потому что сказка.

– А в жизни как бывает?

– А то вы не знаете! Чаще, увы, обходится без хеппи-энда. Именно поэтому мы хотели показать взрослым (а наш фильм для семейного просмотра) боль, которую испытывает маленький человек, когда чувствует, что рушится его дом. Он готов что угодно сделать, лишь бы этого не произошло. К сожалению, взрослые проявляют удивительную глухоту, больше думая о себе.

Владимир СУХОМЛИНОВ

Егор Гречишников (на фото справа) готов к любому сражению

Баба-яга (Елена Борзова) не прочь пококетничать с цирюльником (Дмитрий Язов)

Обсудить в группе Telegram

Владимир Сухомлинов

обозреватель отдела «Политика»... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS