МОСКОВСКИЙ ВЕСТНИК
Прошёл уже почти месяц жизни по новым правилам: с 1 июля штраф за неправильную парковку повышен в Москве с 300 до 3 тысяч рублей. Однако внешний вид московских улиц пока что изменился несильно. «Стояли и стоять будем». Десятков тысяч оштрафованных тоже не видно. Новая мера пока, скорее, пропагандируется, чем применяется. Однако мягкий период не может длиться годами – рано или поздно система должна заработать.
Однако, прежде чем задаться вопросом «как это будет сделано», напомним себе о более фундаментальном «почему». Новые штрафы – это не каприз московских властей, не показуха, не способ немного пополнить бюджет. Это суровая необходимость. Как и то, что с 2013 года стоянка внутри Бульварного кольца станет платной (планируется, что сумма составит 50 рублей в час). Альтернатив этому не знает ни Восток, ни Запад. Право на бесплатную парковку в центре города исчезло в мегаполисах США ещё в 30-х годах прошлого века, в Европе – в 60-х, в крупных городах Азии – в 80-х. Точнее, альтернатива этому есть, но она точно не понравится москвичам. Транспортный коллапс. Мало того, что вся свободная территория станет паркингом, город встанет в одной большой пробке, по сравнению с которой нынешние «стояния» покажутся детской забавой.
Не будем вдаваться в долгие расчёты. Возьмём лишь одну цифру. Сейчас в центре Москвы специальных парковок до смешного мало, паркуются естественным образом – по обеим сторонам проезжей части. Так вот, если не парковаться на газонах, тротуарах и в песочницах, то парковочных мест в ЦАО около 100 тысяч. А каждое утро в ЦАО направляется примерно 250 тысяч автомобилей. Где они размещаются – каждый москвич может выйти и полюбоваться. И это не предел. Пока число этих машин, каждое утро идущих в бой за своё место под солнцем, увеличивается. Такими темпами мы получим картину, когда в центр города направится и 300, и 400, и 500 тысяч машин. И дорога на работу в один конец будет занимать и час, и два, и три. Дополнительные парковки построить хоть и сложно, но можно, а вот дополнительным улицам взяться неоткуда. А это коллапс в самой близкой перспективе.
Единственный путь – число приезжающих в центр города машин должно быть лимитировано. В противном случае несколько сот тысяч железных коробок парализуют жизнь нескольких миллионов человек. Уже сейчас многие автовладельцы с окраин в дневное время предпочитают добираться в центр на метро – так им быстрее и комфортнее. Но есть люди, готовые заплатить миллион рублей за новенькое авто ради того, чтобы вместо часа дороги на метро тратить два-три часа в пробках. Ради этого даже берут кредит: чтобы добавить себе лишний часик-другой на дорогу. Внутренний мир таких людей неведом (можно лишь предположить, что там внутри очень много тщеславия и стереотипов). Но вот следствия налицо: передвигаться почти невозможно. Ситуацию спасёт только общественный транспорт. Точнее, общественный транспорт плюс мотивация на нём ехать. И вот эти новые штрафы – элемент системы мотивации. Как и платные парковки с 1 января. Раз уж текущие пробки такую мотивацию пока не создали.
Муниципальный депутат Максим Кац сделал в своём блоге вывод, парадоксальный только на первый взгляд: «Первые, кто выиграет от платности парковок, будут автомобилисты». Логика проста: «Для них, если установить нормальную ценовую политику, исключить бесплатные места и чётко брать штрафы, будет точно понятно – или ты платишь определённую сумму и ездишь по городу без адских пробок, или ты едешь на метро. Те ~60% автомобилистов, которые решат платить, будут ездить намного быстрее. Те 40%, которые пересядут на общественный транспорт, создадут запрос на нормальный транспорт».
И надо, добавляет Максим Кац, чтобы «из головы у людей вышла формула того, что ездить по городу свободно и парковать свою машину бесплатно в любом месте – это неотъемлемое право, а все эти знаки и запреты ерунда».
Это философия, но чтобы её изменить, нужна технология. Пока штрафы как бы есть, но их как бы и нет. Рулетка с государством, причём полиция как бы ставит сугубо на «зеро», проиграть в неё нарушителю пока что можно, но сложно.
Не так обстоит дело в других странах. Вот что пишет блогер Илья Варламов: «Самое главное, чтобы наказание было неотвратимым. Иначе вся идея с платной парковкой и нормальным общественным транспортом провалится. Я помню, как приехал первый раз в Лос-Анджелес, взял напрокат машину и поехал к своей гостинице. Парковки там не было, зато была совершенно пустая обочина. Я решил поставить машину на 10 минут, чтобы заселиться и уже потом поехать искать паркинг. Не успел я вытащить чемодан, как под дворником появилась квитанция на 70 долларов штрафа за неправильную парковку. Второй раз я получил штраф в 50 долларов уже через час – за то, что простоял на платной парковке на 10 минут дольше оплаченного времени. Всю оставшуюся неделю я крайне внимательно относился к парковке».
Остаётся добавить, что уровень автомобилизации в США повыше, чем у нас, а вот проблем, с ним связанных, сильно меньше. И не надо искать особого «евразийского» пути – есть путь, который уже проверен.