Надежда Болтянская.
Избранные стихотворения.
– М.: ИПО «У Никитских ворот», 2019. – 296 с.
В «Избранное» Надежды Болтянской вошли стихотворения из сборников 1992–2017 годов и тексты, которые не публиковались ранее, а также эссе, фотографии и рисунки, сделанные автором книги. К сборнику прилагается диск с музыкальными произведениями Алексея Ларина на слова Надежды Болтянской. На диске – вокальный цикл для сопрано и фортепиано «Я когда-нибудь в синюю даль уйду…»
Музыка в произведениях Надежды Болтянской – частый гость. Песнь Песней в её стихах соседствует с голосом оперной певицы Марии Каллас, а хиты популярной ливерпульской четвёрки органично сосуществуют в одном катрене с молитвой и звуками улицы:
А весна для меня – как молитва.
Потихоньку уходит болезнь.
С удовольствием слушаю Beatles
И кошачью апрельскую песнь.
Наряду с музыкой важное место в стихотворениях Надежды Болтянской занимает живопись. В сборнике читатель найдёт поэтическую оценку картин Кандинского, где «цветовые пятна – музыка и гул», выражение «жидкое время», характеризующее известное полотно Сальвадора Дали, «пространство Левитана», народную «хохлому»:
Рисунок на хохломском столике
Напоминает бабочек-однодневок,
Прилетевших к вечеру умирать
В мою однокомнатную квартиру.
Непростая судьба, а особенно последние годы жизни, омрачённые недугом, помогают автору прийти к Богу в своей поэтической вселенной. В её поздних стихах всё чаще можно встретить богородичные образы, церковные свечи, слова молитвы и просьбы о прощении:
Помилуй и прости, о Матерь Божья,
За суетность и слов коварных лень.
Пластом паду у твоего изножья,
Ещё немного. День, и ночь, и день.
Не менее сильны и гражданские стихи Надежды Болтянской. Интересно, что в них поэт также обращается к образам Девы Марии и Всевышнего, бессильных перед теми, кто «ставит себя выше Бога» и «посылает солдат на войну». Человек в поэтическом мире Болтянской – «один средь всех, но часть большого», мужественный выходец «из несчастного случая».
Если говорить о художественных средствах в творчестве Болтянской, то они, безусловно, самобытны. Сравнения точны, метафоры оригинальны и естественны, как дыхание; образам автора абсолютно чужд какой бы то ни было налёт искусственности.
Твоё лицо – подобие бутона,
Пыльцы румянец вижу только я.
Воздушный плач украденного стона,
Головушка, кровиночка моя.
Даже устоявшиеся выражения в стихотворениях звучат по-новому и приобретают особую окраску, а мифологические образы становятся актуальными.
Продав овечьей шкуры первородство,
Прикрывшись ею, скрыв своё уродство,
Жуём горбатый хлеб с пенициллином,
В пару безвинном, винном и невинном.
Удаются Надежде Болтянской не только традиционные стихи, но и верлибры, лаконичные и ёмкие, но при этом совершенно лишённые рассудочности.
Лето приходит
Искровым разрядом,
А уходит как гость,
Который торопится
На раннюю электричку.
О своей манере писать стихи поэт с юмором говорит так:
Всё пишу себе, хи-хи,
Заунывные стихи.
Но простое это дело
Мне порядком надоело,
Скоро тоже я взбешусь
И за авангард возьмусь.
«Вообще современная, авангардная поэзия больше действует на подсознание, чем на сознание. Ассоциативные образы, один цепляет за собой другой, в конце стихотворения забываешь о том, что было в начале», – так рассуждает Надежда Болтянская в эссе «Осенний эскиз».
Литературные критики по праву называют её поэтом, недооценённым при жизни. Настоящим литературным открытием она стала, покинув мир земной. Образ отведённого человеку времени жизни красной нитью проходит через многие стихотворения Надежды Болтянской.
Притихшее небо сейчас упадёт,
Раздавит, как волн леденящих лавина,
Лениво дремлю, на часах половина
Второго, и время бессмысленно врёт.
И всё-таки, несмотря на трагические ноты и щемящую тоску, на неподдельную боль и строки об исходе мира, общее впечатление от стихотворений Надежды Болтянской – это ощущение неизбывной любви к жизни, ценности каждого её мига и полновесной радости от его проживания:
Тени рыб в голубом заливе,
Стекловидны тела медуз.
Чуть колышется ветвь оливы,
Лёгкий бриз навевает грусть.
Наползая на гальку змеем,
Еле слышно шипит прибой.
Небеса, всех небес синее,
Опрокинулись надо мной.
Теперь, когда голос Надежды Болтянской смолк навсегда, на земле продолжают жить её стихи: искренние и честные, открытые и музыкальные, душевные и настоящие, как чашка горячего таёжного чая в морозный зимний день.
Юлия Скрылёва