Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 22 августа 2025 г.
  4. № 33 (6997) (20.08.2025)
Телеведение

Прощай, бутылка

22 августа 2025
Кадр из фильма «Потерянный уик-энд», 1945

Шеремет Фёдор

Билли Уайлдер, блестящий сценарист («Ниночка») и очень сильный режиссёр («Двойная страховка», «Бульвар Сансет», «Квартира»), у нас в стране в основном известен комедией «Некоторые любят погорячее» (она же «В джазе только девушки»), и фильмом «Зуд седьмого года», а вернее, кадром из этого фильма, где горячий воздух из решётки вентиляции метро поднимает подол платья Мэрилин Монро. Этакий игривый остроумец, мастер снимать комедии и соблазнительных женщин. Однако за свою долгую – очень долгую, в девяносто пять лет – жизнь Уайлдер, как и другие голливудские динозавры вроде Джона Хьюстона или Уильяма Уайлера, перепробовал множество разных жанров, везде отметившись хотя бы одним знаковым фильмом. «Пять гробниц по пути в Каир» – военное приключенческое кино, «Двойная страховка» – нуар, «Свидетель обвинения» – юридическая драма с намёком на детектив и так далее. Один из немногих его фильмов, который сложно отнести к какому-то конкретному жанру, – «Потерянный уик-энд» 1945 года.

Не поймите превратно, фильмов про алкоголиков очень много – во всяком случае, гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Ещё на заре киноискусства появлялись такие разные картины, как комедия «Сон пожирателя гренок с сыром» (где за разнообразные галлюцинации героя были ответственны и обжорство, и неумеренные возлияния) и жестокая драма «Жертва алкоголя» по Золя. Половина героев американского нуара – заядлые алкоголики, да и в вестернах второстепенные персонажи часто любят пропустить стаканчик. Но вот «Потерянный уик-энд» – фильм другого уровня, беспощадный к своему герою, особенно в том, что касается оправданий.

Нью-йоркская панорама, нагромождение стали и бетона. Писатель без книги Дон Бирнем («хемингуэева порода!») собирается уехать с братом за город на выходные, пожить в околосанаторных условиях и начать новую книгу. Ну как собирается – его почти насильно собирают брат Вик и девушка Хелен. Дон же думает исключительно о бутылке, хитроумно спрятанной под оконной рамой. Грубо спровадив свою группу поддержки, Бирнем лишается и бутылки, обнаруженной братом. Так начинается одиссея главного героя – долгие изматывающие выходные в поисках очередного стакана.

Бирнем в исполнении Рэя Милланда – красавец (если верить героиням фильма), интеллектуал и насмешник, а также абсолютно беспомощное существо. Он готов на всё, чтобы продлить забытьё, – вымогает деньги у влюблённой в него женщины, которая сама привыкла жить за мужской счёт; крадёт купюру из сумочки случайной посетительницы бара; забирает деньги, спрятанные братом для домработницы; в слезах молит знакомого бармена налить ему ещё. Единственная пружина сюжета – жажда; она соединяет в себе разрозненные куски диалогов, прогулок и видений героя. Уайлдер находит изумительные способы показать «дамоклову бутылку», грозящую свести с ума Дона. В оперном театре на «Травиате» Бирнем следит за статистами, которые разносят бокалы на сцене. Исхитрившись купить две бутылки виски, он прячет одну про запас в плафоне лампы – и на следующий день громит квартиру, позабыв, где оставил её. Лишь позже он видит на потолке её тень, а вернее, нестираемый отпечаток. В традициях золотого века Голливуда этот фильм о любителе «нектара» более полагается на визуальную выразительность кадра, чем на актёрское мастерство. Сам Уайл­дер жестоко сказал о Милланде, для которого роль Бирнема стала вершиной всей карьеры, что это был актёр не «оскаровского» масштаба, а премию ему дали только за необычную роль.

Хотя фильм кончается оптимистически: герой тушит сигарету в стакане выпивки и собирается всё же написать свой будущий шедевр, «Бутылку», – зеркальное отражение первого кадра, с переходом от окна к панораме Нью-Йорка, кажется мрачным указанием на то, что трезвость оставит героя уже на следующий уик-энд. Как говорил сам Бирнем, глядя на мокрый кружок от стакана, оставшийся на барной столешнице: «Круг – это совершенная геометрическая фигура, ни начала, ни конца».


Тэги: Кино с историей от Фёдора Шеремета
Обсудить в группе Telegram

Фёдор Шеремет

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Авангард и авангардность

    17.07.2025
  • Кто нарисовал человечка?

    20.06.2025
  • Кто нарисовал человечка?

    23.05.2025
  • Кто нарисовал человечка?

    26.04.2025
  • Dreck und Feuer

    20.03.2025
  • Время крупным планом

  • Dura lex, sed lex

  • Белым по чёрному

  • А ля гер ком а ля гер

  • Подождите, вы ещё ничего не слышали!

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Выставка Интервью Событие Утрата Театральная площадь Писатель Век ЛГ рейтинг Классики Очевидец
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS