Русская философия: Энциклопедия. – М.: Терра – Книжный клуб «Книговек», 2014. – 832 с.
Как мы теперь все можем убедиться, глобализация не отменила национальные культуры, ценности, традиции. Наглядным подтверждением этого стал усилившийся во всех странах поиск собственной идентичности, в которой видят ответ на угрозу духовной колонизации.
Россия не исключение. Обращение к русской философии, которая в России всегда была тесно связана с общественно-политической жизнью, может и должна сыграть в этом поиске важную роль. Причём не только для России. Значимость нашего философского наследия, современной российской философской мысли признаны во всём мире. Неслучайно первое издание энциклопедии было переведено на сербский и французский языки, отмечено множеством положительных рецензий, откликов в зарубежных странах.
Однако сам авторский коллектив, редколлегия пришли к выводу о желательности ликвидации ряда «белых пятен» в персоналиях, терминах, в углублении теоретической проработки некоторых тем, наконец, в большей актуализации содержания. Отчётливо ощущалась также общественная потребность в новом, как принято говорить, дополненном и уточнённом издании. Так возникла книга, предлагаемая читателю.
В её создании приняло участие свыше 150 авторов, главным образом из России, а также из Сербии, Франции, США и др. Русская философская мысль в ней отражена во всём её богатстве, многообразии, оригинальности. С уверенностью можно сказать, что она с очень высокой полнотой и точностью отражает как историю, так и современное состояние русской философии. По полноте охвата предмета ей нет равных ни в нашей стране, ни за её пределами.
Несомненное достоинство книги – упор на объём даваемой читателям информации, её достоверность, содержательность, глубину. Редколлегия, издательство, видимо, поступили правильно, решив не экономить на размерах статей. Конечно, это не монография, но и не традиционный словарь, когда краткость идёт в ущерб точности и глубине содержания. Это именно энциклопедия.
В издании впервые в столь широком объёме представлена информация о зарубежных исследователях русской философской мысли, что нередко позволяет видеть её в непривычном для нас ракурсе. Разумеется, богатство отечественной философии этим изданием далеко не исчерпывается. Но то, что оно даёт о ней достаточно полное представление, – несомненно.