Первый день юбилейного десятого фестиваля исторической поэзии «Словенское поле 2020» начался с экскурсии по Пскову и возложения цветов к памятнику солдату Первой Мировой войны, после чего в медиа-холле Псковского академического театра драмы прошёл Круглый стол «История России в литературе и литература в Российской истории». Пришли только те, кого действительно интересовала заявленная тема.
Диалог с гостем фестиваля, администратором «Литературной газеты» и куратором проекта «Настоящее прошлое» Александром Чистяковым, получился довольно интересным и напряжённым. Его соведущими стали участники фестиваля Ольга Флярковская (Москва), Валерий Савостьянов (Тула) и Николай Рассадин (Псков).
Противодействие попыткам фальсификации истории сейчас является задачей всякого литератора, затрагивающего в своём творчестве темы прошлого России, неважно, поэт он или прозаик. С этим трудно спорить. Спорным для участников фестиваля стало другое утверждение Александра Чистякова.
Действительно, можно ли писать о войне, если ты не видел её собственными глазами, не прочувствовал?
– А разве можно писать о любви, если не любил? – резонно заметила Ольга Флярковская.
Сошлись на недопустимости профанации темы, особенно в тонком деле патриотического воспитания школьников. Например, когда учитель задаёт на дом стихотворение о Великой Отечественной войне. Что может в таком случае написать пятнадцатилетний мальчишка, имеющий весьма смутное представление о поэзии, а зачастую и о войне? Получается подделка, абсолютно вымученная, да ещё и вызывающая неприязнь у невольного автора к поэзии как таковой. В общем, известная истина: писать стихи нужно только в том случае, если не можешь их не писать. Когда речь идёт о жертвенности и подвигах наших дедов и прадедов, это верно вдвойне.
От основной темы Круглого стола несколько отошли, когда заговорили о необходимости самоцензуры. Существуют ли запретные темы, кто имеет право считать себя прозаиком или поэтом? Достаточно ли для этого нескольких изданных за свой счёт книг? Для провинциальных поэтов издаться бесплатно сейчас почти невозможно, не говоря уже о гонораре, поэтому эта тема для участников фестиваля была болезненной.
Александр напомнил о Пушкине, который не чурался подённой литературной работы. Ему возразили, что сейчас совсем другое время. Вспомнили о Высоцком, который писал о войне так, как будто сам прошёл от Бреста до Берлина. Если бы не лимит времени, разговор продолжался бы и дальше. Споры редко приводят к истине, но часто бывают плодотворными для их участников. Это был тот самый случай. Круглый стол закончился, но фестиваль продолжался.
Впереди было ещё два дня встреч и сотни стихотворений, которые прозвучат со сцены в Нескучном садике Старого Изборска.
Андрей Теддер
Фото: Владимир Павлов