Биография вышла с предисловием Владимира Толстого: «Русская литература стала великой, потому что её вершинами были и есть писатели, олицетворяющие совесть народа…» Совесть – вообще ключевое понятие для Распутинахудожника. Это стержень всех его произведений, будь то «Прощание с Матёрой», Последний срок», «Деньги для Марии», «Живи и помни» или «Дочь Ивана, мать Ивана». Человек совестливый – вот на ком держится земля русская.
Андрей Румянцев не пишет по принципу «я и Распутин», как делают порой иные биографы, и даже не пишет по принципу «Распутин и я». Он вообще уходит в тень, чтобы чётче вырисовывался силуэт его героя на ярком свете вдумчивого и подробного повествования. Чтобы читатели ощутили: Распутин не только большой писатель, но и большой человек. Создавая своих лучших персонажей, Валентин Григорьевич и сам был человеком редкой чистоты и порядочности. И не на словах, а на деле. Достаточно вспомнить его долголетнюю (более 20 лет), отнявшую много сил борьбу за сохранение чистоты Байкала. Распутин, ещё в середине 80х годов состоявший в Государственной комиссии по Байкалу, добивался закрытия целлюлозного комбината, загрязнявшего окружающий воздух и воды озера. И в итоге добился. Родную свою Сибирь писатель вообще очень любил и много путешествовал по ней. Кстати, его книгу с иллюстрациями «Сибирь, Сибирь» выпустило издательство «Молодая гвардия», как и другие книги писателя.
Родился Распутин в ангарской деревушке Аталанке, о чём всегда вспоминал с особым чувством: «Природа родного края отпечатывается в наших душах навеки. Я, например, когда испытываю нечто вроде молитвы, то вижу себя на берегу старой Ангары, которой теперь нет, возле своей родной Аталанки… Немало в жизни повидал я всяких красот, рукотворных и нерукотворных, но и умирать буду с этой картиной, дороже и ближе которой для меня ничего нет. Я верю, что и в моём писательском деле она сыграла не последнюю роль: когдато в неотмеченную минуту вышел я к Ангаре и обомлел. И от вошедшей в меня красоты обомлел, а также от явившегося из неё сознательного и материального чувства родины. Художником человек становится лишь тогда, когда свои собственные чувства он соединяет с общим народным и природным чувствилищем, в которые я верю не меньше, чем в совесть и истину, и в которых они, быть может, и проживают».
Начинал Распутин с журналистской работы: трудился сначала в Иркутске в газете «Советская молодёжь», потом в Красноярске в «Красноярском рабочем». Как писатель впервые заявил о себе книгой очерков и рассказов «Край возле самого неба». Очень точно талант молодого прозаика охарактеризовал Владимир Турбин, напечатав свой отзыв в «Дружбе народов: «…А талант у него не саркастический вовсе, а нежноугрюмый и мечтательный…»
«Нежноугрюмый» талант Распутина понастоящему оценили уже в 1965 году в Чите на совещании молодых писателей Восточной Сибири и Дальнего Востока, куда будущий классик попал на семинар к Владимиру Чивилихину, отметившему удивительно образный язык молодого прозаика: «Мы имеем дело с редким дарованием… Мы уверены, именно Сибирь даст художника, которым будет гордиться человечество».
И такой художник действительно пришёл. И человечество им гордится по праву.
Много тяжёлых человеческих потерь пережил Валентин Григорьевич за свою жизнь, что, конечно же, отразилось в его прозе: смерть годовалого сына Романа, гибель в авиакатастрофе дочери Марии, смерть горячо любимой жены Светланы Ивановны, с которой Распутин прожил почти всю жизнь. Его биограф, Андрей Румянцев, очень бережно касается личной жизни писателя, без подробностей которой книга была бы неполной. Но гораздо большее внимание уделено творческому пути писателя, его активной общественной деятельности. Например, праздник русской духовности и культуры, проходящий в Иркутске, «Сияние России» (первый состоялся осенью 1994 года), где побывали многие писатели, обязан своим рождением Валентину Григорьевичу. Проводится он ежегодно и существует по сей день.
Валентин Распутин – не только писатель, но и духовный учитель. Сегодня, когда много говорят о том, что современной русской литературы уже практически не существует, так хочется в ответ процитировать отрывок из статьи Распутина «Мой манифест»: «…когда принимаются уверять с наслаждением, что русская литература приказала долго жить, – не там высматривают нашу литературу, не то принимают за неё. Она не может умереть раньше России, ибо, повторяю, не была украшением её, которое можно сорвать, а её выговаривающейся духовной судьбой. Но если бы даже случилось так, что Россия перестала быть Россией, литература и тогда ещё десятки лет продолжала бы любить её и славить древней незатухающей памятью».