Александр Карапац
Родился в 1959 году в Махачкале. В 1976 году окончил математический факультет Дагестанского государственного университета. Кандидат физико-математических наук. Пишет стихи, рассказы, сказки. Имеет ряд публикаций в газетах и журналах, а также в коллективных сборниках. С 2014 года участвует в работе литературного объединения «Верба». В прозе отдаёт предпочтение сказкам и фантастике.
По лесной тропинке шла девочка и что-то напевала. Девочке было лет тринадцать-четырнадцать. У неё были тёмные волосы и карие глаза. Перед ней двигалось небольшое стадо: три овечки и козлёнок. Бераль вышел на тропинку перед девочкой.
– Привет, – сказал он.
– Здравствуйте, – ничуть не испугавшись, ответила девочка.
– Ты хорошо поёшь. А хочешь, я тебя нарисую?
– Мама не велит разговаривать с незнакомыми, – неуверенно ответила девочка.
– Меня зовут Бераль, я художник. Живу в домике лесника. Приехал сюда на лето. А вообще-то я учусь в Королевской академии искусств. А как тебя зовут?
– Вога, – сказала девочка и улыбнулась, – вернее, Вогелла. А Вогой называют, чтобы было короче.
– Далеко ли ты гонишь своё стадо?
– Нет, здесь за поворотом есть полянка, где они обычно пасутся.
– Так ты разрешишь тебя нарисовать?
– Хорошо, если вам так хочется.
Бераль пошёл рядом. За поворотом тропинки действительно обнаружилась чудесная полянка. Животные разбрелись по ней, выискивая любимые травы, а Вогелла присела в тень большого дерева. Бераль вытащил из сумки раскладной мольберт и принялся его устанавливать.
– Ты часто сюда ходишь? – спросил он.
– Каждый день. Собираю стадо со всей деревни и пасу. А вечером обратно. За это хозяева дают еду. Надо же маме помогать.
– Да, ты уже большая, – сказал Бераль, нанося первые штрихи на лист бумаги.
– А ничего, если я почитаю? – спросила Вога, доставая из сумки книгу.
– Читай, конечно, – ответил Бераль, уже полностью сосредоточившись на рисунке.
Он и не думал, что станет писать портрет. Собирался делать зарисовки природы для своей будущей картины. Для этого и приехал. А портреты можно и в городе писать. Но так вышло. Постепенно рисунок приобретал завершённость. Лицо девушки на нём стало узнаваемым, но в то же время каким-то новым.
– А можно посмотреть? – спросила Вогелла, подходя в Бералю. – Ух ты! Здорово! Меня никто раньше не рисовал. А правда, я здесь похожа на принцессу?
– Да, только не хватает короны. Но корону я нарисую в другой раз. А пока ты будешь простой пастушкой, – ответил Бераль.
– Хорошо. А сейчас пора обедать, – весело сказала Вога, доставая из сумки бутерброды с сыром и протягивая один из них Бералю.
– Спасибо! – Он взял бутерброд. Потом расстегнул свою сумку и тоже достал припасы. – И ты угощайся.
После обеда рисовать уже не хотелось.
– А ты бы хотела стать принцессой? – спросил Вогу Бераль.
– Конечно! А кто этого не хочет? Ну, или хотя бы уехать далеко-далеко на корабле. Как в книжке, – ответила Вога, показывая на лежащую на коленях книгу.
– А что ты читаешь?
– «Алые паруса». Вы читали? Я ёе уже раз двадцать перечитала, а всё не надоедает. Повезло Ассоль. Может, и мне повезёт. Надо только верить.
– Да, главное – верить, – ответил Бераль и стал собираться.
На следующий день они встретились с Вогой снова. Он опять её рисовал. И снова они болтали о всякой всячине. И на третий день, и на четвёртый. Так продолжалось долго. Бераль привык к её весёлому голосу и звонкому смеху. Казалось, вся она излучает тепло и свет. С нетерпением ждал он нового дня, чтобы увидеть Вогеллу. Сначала он рисовал её среди лесной природы. Потом в городе. И, наконец, в королевских покоях, в наряде принцессы. И с каждым новым рисунком, казалось, преображалась сама девушка. Постепенно движения её становились грациозными, походка – величественной, выражение лица стало приобретать царственную отрешённость и значительность.
– Знаешь, а ко мне вчера приходил свататься сын старосты, – сказала она однажды Бералю. – Никогда меня не замечал. И вдруг сразу свататься! Вообще все в деревне считают, что я сильно изменилась. Говорят, что зазнаваться стала, даже кличку новую придумали – Принцесса.
– Ты и есть принцесса, – ответил Бераль. А в груди неприятно кольнуло. – И что ты ответила сыну старосты?
– Конечно же, отказала! До принца он никак не дотягивает.
Их встречи прерывались лишь на два дня, когда Бераль ездил в город. Он показывал учителю свои рисунки. Один из них, где Вогелла была изображена принцессой, учителю очень понравился, и он оставил его у себя.
– У тебя прорезался талант, мой мальчик, – сказал он Бералю. – Этот рисунок не стыдно повесить даже в королевских покоях. Надеюсь, до конца лета ты нарисуешь ещё много подобных.
А встречи Бераля и Вогеллы продолжались. Кроме рисунков Бераль стал писать стихи. Вогелла принимала их с царственным видом, как будто в этом не было ничего необычного. Она уже полностью вошла в роль принцессы. Даже с окружающими стала разговаривать свысока, как бы оказывая великую милость. В деревне, заметив эту перемену, всё больше и больше её дразнили, считая дурочкой. Но она только усмехалась и с каждым днём становилась всё заносчивей и высокомерней. Дошло до того, что она и с Бералем стала обращаться как со слугой, капризно требуя всё новых и новых знаков внимания. И ещё она постоянно говорила, что за ней вот-вот должен приехать принц. Как будто он уже сообщил ей это по почте и лишь немного задерживается!
«Ну точно как Ассоль! Верит в невозможное, – думал Бераль. – Книга вскружила ей голову. А может, это из-за моих рисунков? Ведь воображение способно изменить мир. Сильное воображение меняет мир даже без видимых действий. Вот я вообразил её принцессой, нарисовал такой, и она стала меняться. Я ведь и сам меняюсь благодаря ей. Мы с ней отражаемся друг в друге как в зеркалах, но видим себя не такими, как есть, а такими, какими нас видит другой. Такими, как в мечте, даже если мечта несбыточная».
Наш мир изменяется воображеньем,
Становится лучше, прекрасней для нас.
Я в зеркале вижу своё отраженье
В тебе, в волшебстве твоих радостных глаз.
Вглядись. Ты ведь тоже уже отразилась
Во мне, в суете быстротечного дня.
В волшебных осколках мечты повторилась
Такой, как предстала в душе у меня.
Так написал Бераль в одном из своих стихотворений. Теперь он писал стихи почти каждый день. Это стало для него потребностью.
Близилось к завершению лето. Однажды Бераль, как всегда, пришёл на знакомую полянку, но не нашёл там Вогеллы. Он долго ждал её, а потом решил сходить в деревню. Там он сразу направился в трактир – место культурной жизни и источник новостей. Заказав для приличия стакан чаю и булочку, Бераль приступил к расспросам.
– Не знаете ли вы девушку Вогеллу? – спросил он у толстого трактирщика.
– Вогу? Кто же её не знает! – ответил тот. – Дурочка дурочкой, а повезло ей удивительно.
– В чём же? – Бераль внутренне напрягся.
– Вчера вечером приезжал королевский посланник, показывал портрет. А на портрете – Вога, но в наряде принцессы. Спрашивал, не знаем ли мы эту девушку. Ну, мы сказали, что знаем. А сегодня рано утром целый кортеж прибыл. Сам принц приехал. Забрали они Вогу и увезли.
– Куда?
– Во дворец. Говорят, что принц, как увидел портрет, поклялся, что женится только на этой девушке. И вот уже больше месяца искали её по всему королевству.
Бераль не мог поверить в происходящее. Его портрет! Выходит, он сам превратил Вогу в невесту принца! Казалось бы, надо радоваться – ведь его воображение смогло изменить мир. Но радости почему-то не было. Было тревожно за Вогу и почему-то обидно.
Он вытащил из кармана листок с написанным вчера стихотворением и перечёл его.
Ты – живая. Ты – обыкновенная.
Я с тобой могу поговорить.
Я могу остановить мгновение
И мечту в мгновенье воплотить.
Расскажу о чём-нибудь обыденном,
Почитаю, может быть, стихи.
И с тобою, может быть, увидим мы,
Что уже становимся близки.
Ты расскажешь тоже мне про личное,
Про родных, про близких, про себя.
Всё твоё уже не безразлично мне.
Слушаю, мечту свою любя.
А ещё хотел бы, кроме прочего,
Сказку про двоих нас сочинить.
Если жизнь нам что-то напророчила,
Нужно это в сказку воплотить.
Он воплотил мечту девушки в сказку. Нужно радоваться.
По лесной тропинке шла девочка и что-то напевала. Девочке было лет тринадцать-четырнадцать. У неё были светлые волосы и зелёные глаза. Перед ней двигалось небольшое стадо: три козочки и овечка. Бераль вышел на тропинку перед девочкой.
– Привет, – сказал он.
– Здравствуйте, – ничуть не испугавшись, ответила девочка.
– Ты хорошо поёшь. А хочешь, я тебя нарисую?