Юрий КОЗЛОВ, прозаик, главный редактор журнала «Роман-газета»:
– Законный порядок – это то, что необходимо не только писательскому сообществу, но и всей стране. Я уже много раз говорил и писал о чудовищной деградации и позорной коммерциализации всех общественных писательских организаций, независимо от их идейной ориентации. МСПС и Литфонд держат здесь печальную пальму первенства.
В советские времена СП СССР и союзный Литфонд работали системно, то есть изначально были ориентированы на оказание материальной и прочей помощи всем без исключения членам творческого союза. Сейчас это делается выборочно и зачастую без малейшей оглядки на принадлежность получателя благ (ссуд, дач и т.д.) к литературному сообществу. Эти организации – «вещи в себе», которые необходимо вернуть к исполнению их прямых, записанных в уставах, обязанностей. Будем надеяться, что процесс наведения порядка, в который активно включился Следственный комитет РФ, необратим.
Магомед АХМЕДОВ, народный поэт Дагестана:
– Если честно, то мы давно устали от судов и пересудов этой организации. Писатели должны писать свои произведения, а не судебные иски, если они писатели. Как можно довести гордое, честное и высокое писательское дело до дел в судах и в Следственном комитете?! Уму непостижимо! Вся страна узнала это новое судебное произведение писателей на Поварской. Мне лично это неприятно. Но, как говорится, Следственный комитет разберётся. Надо заниматься литературой, поэзией, прозой, драматургией. Тогда всё будет хорошо. А когда вместо этого занимаются другими делами, тогда всё плохо. Надеемся, что услышим ответ от Следственного комитета на вопрос великого Маяковского: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Писатели забыли Маяковского, а Следственный комитет напоминает им самого поэта и его вопрос. Пусть выяснится вся правда, и пусть ответят за неё те, кто должен.
Наталья ХАРЛАМПЬЕВА, народный поэт Якутии:
– Даже для нас, кто живёт вдали от столицы, не новость, что МСПС находится в постоянных судебных разбирательствах. Трудно судить издалека, но ордер на обыск, вероятно, просто так не даётся…
Вся возня вокруг бывшего имущества Союза писателей СССР, вокруг подложных документов не имеет никакого отношения к литературе. Уже давно писатели, живущие в глубинке, перестали рассчитывать на помощь Литфонда. Якутские писатели точно не знают, что такое Литфонд, на протяжении последнего десятилетия. В Международном сообществе писательских союзов мы номинально состоим, но о нас вспоминают только тогда, когда нужен кворум на очередное собрание или съезд. При этом складывается впечатление, что эти форумы проводятся не для обсуждения творческих проблем или повышения статуса писателя, а перед очередным судебным разбирательством. Возможно, чтобы убедить общественность в многочисленности и монолитности МСПС.
Якутская народная мудрость гласит: что занесено случайным ветром, то будет унесено смерчем. Ну а если всё сделано в соответствии с законом, то и смерча бояться не стоит!
Исхак МАШБАШ, народный писатель Адыгеи и Кабардино-Балкарии:
– Я на съезде не был и подробно ничего сказать не могу, но уверен в одном: писатели должны жить и работать. И МСПС – та организация, которая должна им в этом помогать, а не заниматься деятельностью, далёкой от творчества, тем более такой, какая может заинтересовать Следственный комитет.
Владимир Личутин, писатель:
– У меня однозначная оценка. Когда Союз рухнул, то всеми этими домами, всем имуществом должен был завладеть Союз писателей России. Ему по праву принадлежат дома и на Комсомольской, и на Поварской, где стоит памятник – Толстой во всём своём величии. Всё это должно было оказаться в одних руках. Но создали фиктивную организацию – МСПС, совсем ненужную, для того чтобы кучка определённых людей зарабатывала какие-то деньги, нам неизвестные. Они сдавали площадь в аренду, жировали, естественно. Деньги как-то делили, куда-то распихивали, и тысячи писателей находились в неведении. Под видом писательской создалась какая-то тайная, рейдерская, торгашеская организация, и эти деньги рассасывались, их рассовывали, я не могу сказать, что по своим карманам, но всё-таки. Вот в чём дело-то. И нужно было давно уже навести порядок, не только там, в МСПС, но и со всем имуществом России. Вместо писательской создалась эта бизнес-организация, власть взяли дельцы, которым важны деньги, а не положение писателей и забота о них. Тут появляется другая проблема: а что дальше? Если государство забирает эти здания у МСПС, то оно должно отдать имущество Союзу писателей России, понимаете? Ведь можно прекрасно расположить в этих зданиях, например, редакции литературной периодики, какое-то издательство или книжные магазины. Пустить их в дело, в работу писательскую, в культурную работу. Если так и произойдёт, то это, конечно, будет здорово. Но меня волнует другой вопрос: что если всё заберет государство и писатели уже никогда этих домов не увидят? Такая беда тоже может случиться.
Поэтому однозначно должно быть решено, что здания, которые, предположим, отберут у МСПС как у организации странной и ненужной, перейдут во владение непосредственно писателей. Неважно, кто будет владельцем – Союз писателей России или какая-то новая писательская организация. Именно писатель должен хозяйничать на этой территории. Вот моё мнение.