Дух дышит где хочет
Русская литература – одна из главных наших ценностей, и пренебрегать ею, делать вид, что «всё и так хорошо», не только глупо, но и преступно.
Цензура и единомыслие, слава богу, запрещены Конституцией РФ, но это не значит, что литературой не нужно заниматься. Не диктовать, разумеется, что и как писать, но помогать ей юридически и экономически, а не трындеть об этом с разных трибун годами и десятилетиями.
Писатели должны быть вместе. Хватит! Кончилось время, когда литераторов, сталкивали лбами. Только теперь становится ясно, что всё это НАШЕ – Шолохов, Замятин, Пильняк, Бабель, Булгаков, Платонов, Фадеев, Гроссман, Астафьев, Аксёнов, Ахмадулина, Белов, Битов, Домбровский, Искандер, Рубцов, Шукшин.
Россия для них не «эта», а «моя» страна. Равно как и для ныне здравствующих и не стремящихся «свалить за бугор» Алексея Варламова, Анатолия Кима, Владимира Крупина, Павла Крусанова, Марины Кудимовой, Михаила Кураева, Надежды Кондаковой, Станислава Куняева, Владимира Личутина, Александра Мелихова, Юнны Мориц, Олеси Николаевой, Евгения Рейна, Эдуарда Русакова, Валерия Попова, Романа Сенчина, Михаила Тарковского, Олега Чухонцева и многих других. Кого не успел упомянуть – простите.
Члены нашего Русского ПЕН-центра, где уже давно «несть ни еллина, ни иудея», – просто русские писатели, любящие свою родину ВСЕГДА. Бывший Союз писателей СССР, где люди, не имеющие отношения к литературе, учили нас писать, только сейчас, кажется, канул в Лету, и чаемое некоторыми прежнее декларируемое «единомыслие» вместе с цензурой никогда больше не вернутся. Создана Ассоциация союзов писателей и издателей России (АСПИР), что особенно важно для тех, кто живёт далеко от Москвы и Питера, бьётся из последних сил, пытаясь издавать не монетизированную, а настоящую литературу.
Примеры? Пожалуйста. Вот эссе члена Союза писателей России, сибиряка Валерия Скрипко о новом литературном издании, которое, я уверен, ещё не раз заявит о себе.
Евгений Попов, писатель, один из учредителей Русского ПЕН-центра, заслуженный работник культуры РФ
О новом литературном издании
Граница между Западной и Восточной Сибирью проходит по Енисею. На тысячи километров вглубь от западного берега этой великой реки достаточно много городов – больших и малых, и первозданная природа растворилась, отступила под напором новых промышленных районов.
Часть континента к востоку от Енисея ещё только осваивается. К берегу реки, ближе к её истокам, подступают уходящие за горизонт степи, больше напоминающие бескрайний океан трав и пыльных дорог. Всё движется: трава и облака от ветра, стада овец и лошадей. И только огромный горизонт величественно замер и так глубоко уходит вдаль, что, кажется, за ним отчётливо видны холмы Монголии.
Вместе с редкими поселениями в верховья Енисея пришла и неповторимая культура народов, проживающих в этой части Азиатского континента.
Три региона образовалось здесь, и каждый был неповторим: Тува, Хакасия и Красноярский край. Многие десятилетия жители этих регионов радовали своих соседей яркими выступлениями коллективов художественной самодеятельности, выставками картин, новыми экспозициями музеев.
В 2023-м, объявленном Годом культурного наследия народов России, соседи-земляки по югу Сибири вспомнили, что осталось незадействованным в культурном сотрудничестве регионов такое могучее средство духовного объединения, как литературное творчество. «Енисейская Сибирь» – это произведения талантливых авторов всех трёх регионов. Идею выпускать такой журнал воплотил в жизнь созданный в маленьком Минусинске Красноярского края издательский дом «Ошаров Ъ и К».
Верно сказал в своей статье, посвящённой новому изданию, прозаик Евгений Попов: «Время наступило такое, что писатели должны быть вместе. Вне зависимости от того, к какому творческому союзу каждый из нас принадлежал и принадлежит» (Енисейская Сибирь, 2023, № 2).
По моему мнению, это не просто доброе пожелание литератора-миротворца, а объективная необходимость. На рубеже XX и XXI веков среди социальных слоёв нашего российского общества шла жестокая идейная борьба сторонников рыночных отношений с коллективизмом приверженцев социализма. Каждая сторона мечтала победить другую и установить в обществе свою безраздельную власть.
Практика последнего десятилетия показывает, что нам всем нужен универсальный подход. При полном господстве в экономике рыночных форм хозяйствования неизбежен и эгоцентризм коммерческого сектора. Но сложный национальный и социальный состав, громадность нашей страны диктуют всем нам необходимость воспитывать и защищать патриотизм и коллективизм как средства идеологического обеспечения в осуществлении общих целей и задач всего российского общества. Россия сможет защитить себя и обеспечить процветающее будущее только в том случае, если в ней смогут мирно сотрудничать разные социальные слои с разной идеологией, но с общей для всех любовью к Родине и глубоким уважением к религии.
Писатель Евгений Попов в своей статье (которую я уже цитировал выше) верно заметил, что «народу крайне нужны рассказы, повести, романы и стихи – увлекательные, но непременно связанные с божественным, небесным, потусторонним, со всем тем, что стоит выше обыденных вещей, понятий, явлений, которыми полны интернет, телеящик и сохранившиеся бумажные средства массмедиа».
Эту нужду остро чувствуют прозаики и поэты всех трёх регионов, образовавших такое новое культурное явление, как журнал «Енисейская Сибирь», который решено издавать регулярно. Название выбрано более чем удачно. Подобно тысячам речушек и ручьёв с берегов Енисея, стекающим в его русло, в «Енисейскую Сибирь» стекаются сотни рукописей прозы сибирских авторов, тысячи стихов местных поэтов. Из мест глухих, отдалённых, из районов, которые никогда ещё не заявляли о себе, собирается в одно огромное духовное русло Сибирь творческая, литературная.
Журнал собрал в число своих авторов представителей разных творческих союзов, а значит, читатель может познакомиться с их взглядами на мир и на человека в этом мире. Каждый автор выражает в прозе и стихах своё мировоззрение, исходя из неповторимого жизненного опыта, приобретённого в своём регионе и в атмосфере той культурной среды, которая сформировала его как гражданина и литератора.
«Енисейская Сибирь» начинается с авторов, которые живут у истоков самой реки, в Республике Тува. Это одно из немногих изданий, в которых тувинское литературное творчество представлено так полно и разнообразно. Разделом «Республика Тува» открывается первый номер «Енисейской Сибири».
Большую помощь в организации нового дела, в подготовке материалов авторов своих республик оказали директор Тувинского книжного издательства Инна Принцева и председатель Хакасского отделения Союза писателей России Наталья Ахпашева. Она не только хороший организатор писательского содружества, но и замечательный поэт. В этом качестве Наталья Ахпашева недавно была отмечена в Москве престижной Международной литературной премией Фазиля Искандера (Русский ПЕН-центр) за стихи, опубликованные в «Енисейской Сибири».
Новому изданию сразу повезло. Работу над ним начал творческий союз известных в своём деле мастеров – издателя Сергея Ошарова и художника Виталия Валькова, – которому было поручено подготовить иллюстрации. Вместе собрались настоящие энтузиасты нового дела, бескорыстно, не думая о прибыли, выполняющие все работы по созданию первого номера «Енисейской Сибири» в 2023 году. В. Вальков сумел мобилизовать художников, но очень много сделал сам. Опора издателя на местных мастеров оправдала себя. Иллюстрации передают всё своеобразие литературных текстов, удивляют своим гармоничным единством с тем впечатлением, которое рождают у читателя сами литературные тексты.
Художнику Валькову во время работы над оформлением вряд ли были нужны справочники с описанием каких-то экзотических деталей изображаемой действительности. Много раз в этюдах, на картинах он показывал эту действительность, душой чувствовал её и знал все её оттенки и орнаменты. Степи и холмы здесь кажутся продолжением монгольских ландшафтов. Тайга – не живописное собрание хвойных деревьев, а именно тайга юга Сибири с неповторимым сочетанием растений и деревьев.
Благодаря соединению текста и оригинальных рисунков журнал значительно усиливает воздействие на читателя. Изображения дают дополнительную информацию, которая надолго запоминается. Дружную команду издателей усилил литературный редактор писатель Александр Елтышев из Красноярска. Его редакторская рука чувствуется в умелом подборе и разнообразии литературного материала. Некоторые темы впервые представлены так подробно и художественно.
Среднестатистический рядовой городской читатель остро почувствует, что такое жизнь геолога в заброшенной избе без пола на краю тайги, о чём пишет в своём рассказе Алексей Болотников. Геологи заняты важным для государства делом и все главные проблемы родной страны испытывают на себе – на своих нервах, сердцах и… даже желудках. Здесь нужны люди, которых общая неустроенность существования только бодрит и закаляет. Геолог – не просто профессия. Это качество натуры. Когда ты вечно в движении, в возбуждении от постоянных перемен, событий и полных опасностей испытаний, ты очень отличаешься от обывателя, для которого будни похожи друг на друга своим однообразием. У геолога, охотника-промысловика каждый день событие, поэтому так интересны рассказы об этих чудных современных «скитальцах» по сибирским лесам и полям.
Повести и рассказы, написанные авторами, проживающими в российских мегаполисах, как правило, нацелены на рынок развлечений. Они «потчуют» средний класс детективными сюжетами или описаниями яростной борьбы предпринимателей за прибыль. В девяностые годы это было ещё ново, читалось – сегодня подобная книжная и журнальная продукция отталкивает своим однообразием.
Критики уже давно ругают известных литераторов, пишущих на «городские» темы, за «фиксацию принципиально-скучной обыденности», за «отсутствие силы мысли и поступка при скрупулезной фиксации разных предметов своего времени» .
В отношении авторов многих произведений, опубликованных в «Енисейской Сибири», такие оценки не подходят. Жизнь их героев в отдалённых регионах в целом ещё не устоялась, не перестроилась на чисто «рыночный» лад, как в промышленно-развитых районах. У них ещё не утвердился во всей своей «скучной обыденности» образ жизни потребительского общества.
Здесь, в глубинке, много времени и сил занимает борьба за выживание, за устройство своего домашнего уюта. И эта борьба по-своему увлекательна и раскрывает нам характер и душу каждого героя повести или рассказа. Здесь нет замкнутых пространств жилых районов больших городов, очень похожих на пчелиный улей, где в каждой «ячейке» одни и те же проблемы с любовью, гордыней и поисками материального благополучия.
Здесь человек весь на виду, и, например, Роман Сенчин подмечает кардинальные перемены в социальном поведении наших сограждан. Дорого стоит наблюдение писателя о том, что «бережливее, что ли, люди стали друг к другу, уважительней к чужому хозяйству».
И это большой плюс к тому полезному опыту, который был приобретён при социализме, когда наши сограждане учились учитывать и вместе проводить в жизнь коллективные интересы, без чего сильной нации не создать! Общенациональные проекты, трудовая мобилизация, приоритет общественного над личным в работе и в быту – всё это было необходимо для выживания. Теперь бы научиться разумно хозяйствовать, и цены такому народу не будет!
После яркой прозы авторов «Енисейской Сибири», где действительность художественно-насыщенная, полная неожиданных событий, как-то не хочется читать книги, где сибиряки, как и столичные литературные герои – «рыночники», только тем и заняты, что делят прибыль и соблазняют женщин!
Эгоист скучен в любых проявлениях. Эгоист погружён в себя, и все желания его на самом деле примитивны. Духовно наполненной может быть только жизнь вместе с обществом, в котором живёшь, в круговороте общих дел.
Читатель увидит жизнь глазами писателя Игоря Германа, который является также актёром Абаканского русского драматического театра имени М.Ю. Лермонтова.
Читатель будет любоваться просторами родной страны в очень талантливой прозе полевого зоолога и охотника-промысловика Михаила Тарковского. В первом томе «Енисейской Сибири» есть его повесть «Живая верста» об экспедиции в верховье Енисея. Прочитаешь и за несколько часов как будто проживёшь изрядный кусочек живой действительности длиной в несколько лет и сотни вёрст!
Привыкший к таёжным рассказам читатель найдёт в новые рассказы минусинского писателя Владимира Топилина. По итогам краевого конкурса «Книга года – 2023» писатель стал победителем в номинации «Лучшая художественная книга» за роман «Ворота в глухомань». Последнее слово в заглавии, скорее, просто привычное народное название: в «глухомани», созданной силой воображения и таланта писателя, жизнь кипит и «бьёт ключом».
Герои публикуемых произведений – это другие люди, очень непохожие на тех, которых мы привыкли видеть в городах. Они живут в посёлках, далёких от оживлённых трасс, в небольших городах, но, главное, они неотделимы от неповторимой природы этого края. Здесь всё в движении, всё быстро меняется. Здесь столкновение людей разных убеждений и традиций. Прошлое их предков – сплошная классовая вражда между собою. Здесь один – потомок большевиков, другой – внук офицера белой армии. И все они теперь живут вместе и осваивают рыночную экономику.
И постепенно расцветает «Енисейская Сибирь», несмотря на разные национальности, противоречивое прошлое её жителей, растёт экономически, развивается культурно. Вот и свой литературный журнал появился.
Наверно, Господь заложил в душу каждому местному жителю оберег в виде любви к своему уголку большой России. Здесь, вдали от мегаполисов, она ещё пронзительней и острее… Недаром одна из героинь рассказа Романа Сенчина смотрит на родные лица земляков и мысленно повторяет: «...я дома… дома».
Этот спасительный призыв звучит рефреном и в названии книги Р. Сенчина «Дума» (также – «Ошаров Ъ и К»), признанной лучшей художественной книгой 2022 года в Красноярском крае.
В 2023 году второй номер журнала «Енисейская Сибирь» был признан в крае лучшей книгой для семейного чтения, и в этом заслуга всего дружного коллектива литераторов, художников и издателей.
Большой труд творческого коллектива принёс свои плоды: когда новое издание повезли на презентацию в Москву, авторитетные специалисты заявили, что в таком эксклюзивном формате журналы ещё не издавались.
В Доме А.Ф. Лосева, в АСПИР, а потом в редакции журнала «Юность» состоялся обстоятельный разговор о литературном творчестве в Сибири.
Опыт создания нового журнала показал, что российское общество способно собираться в единый великий народ. Для этого есть базовые духовные ценности, которые исповедуют авторы независимо от того, в каких творческих союзах они состоят. И это находит отклик у читателей.
Мост через Енисей близ Красноярска / Илья Наймушин / РИА НОВОСТИ