Алексей Попов
Родился в 1950 году в селе Большелуг Корткеросского района Коми АССР. Окончил Сыктывкарский государственный университета имени Питирима Сорокина. Автор 10 книг прозы и более 30 пьес. Произведения переведены на марийский, удмуртский, татарский, чувашский, коми-пермяцкий, хакасский и другие языки народов России, а также на финский, французский, болгарский, эстонский и венгерский языки. Пьесы ставились в Болгарии и Франции. Член Союза писателей России. Лауреат многих премий, в том числе международных. Народный писатель Республики Коми. За большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную творческую деятельность награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Живёт в Сыктывкаре.
* * *
Иван Яковлевич, сельский учитель литературы, после каждой ссоры с женой уходил в соседнюю комнату и подолгу там отсиживался. В семейной жизни всякое бывает – так-то супруги неплохо жили, но и без ссор не обходилось. Жена находила какой-то, по её мнению, веский повод и начинала браниться почём зря: и назовёт мужа по-всякому, и былые поступки приплетёт. Даже те, которых не было. Такой вот у неё характер. Усядется потом Иван Яковлевич в соседней комнате и вспоминает прошлое. Больше всего, конечно, думает о своей Гале. Так и стоит перед глазами её радостное лицо, блестящие глаза и нежный голос. Иван Яковлевич начинает себя корить, думать, почему же он расстался с той самой, единственной. Жили бы сейчас душа в душу!.. Уж Галя бы не стала ругаться на него так, как нынешняя жена...
Познакомились они во время учёбы. Такую живую, милую девушку Иван за свои сорок пять лет больше не встречал. Как же теперь себя не корить? Они были словно две половинки одного целого. Останутся вдвоём, и Галя принимается ему что-то рассказывать, да так увлечённо! Словно ничего на этом свете её не тревожило. Всегда шутила, резвилась. Любую проблему могла решить. Ване с ней дышалось очень легко. А как крепко, но в то же время нежно Галя его обнимала! Никто больше так не умел. Интересно, повезло ли кому-то заполучить её в жёны? Вот Иван Яковлевич так и не смог довести те отношения до свадьбы. После университета Галю отправили работать в далёкое село. Иван туда, конечно, даже съездил. Один раз. В тот день Галя попросила его остаться с ней, преподавать в местной школе. Но Ивану эта мысль не понравилась, и он вернулся обратно в город. Обещал Гале, что в следующий раз навестит её и уже хорошенько все обдумает. Но второго раза не случилось. Погряз в работе, да и дорога до любимой какой-то слишком долгой казалась. Потом и Олю повстречал, свою нынешнюю жену. Всё пошло не так, как хотелось бы. Так думал Иван Яковлевич после каждой ссоры с супругой. Где сейчас его Галя? Как живётся ей без него?..
Шёл год за годом. Воспоминания не поблекли, наоборот – стали гореть в сердце ещё ярче. С каждым днём Иван всё сильней и сильней жалел о своём поступке. И вот три года назад он нашёл Галино фото в газете. Статья была хвалебная. Кроме прочего в ней упоминалось о том, что Галине предложили какую-то важную работу в столице. После этого фотографии бывшей возлюбленной стали появляться в газетах чаще. Год назад опубликовали новость, что Галину назначили на очень важный пост. Смотрел Иван Яковлевич на эти статьи, фотографии и вздыхал. Он был уверен, что Галина до сих пор осталась такой же ласковой и неутомимой. Наверное, за это её так и ценили на работе.
И вот захотелось Ивану Яковлевичу всё же увидеть Галю хотя бы раз. Он знал, что былого не воротишь, но можно же хотя бы посидеть, поговорить, посмеяться, вспомнить молодость. Именно этого ему сейчас очень не хватало. Около года он вынашивал мысль о том, что надо увидеться с Галей, но только вчера нашёл причину, чтобы отпроситься у жены и поехать в город.
Прямо с гостиничного телефона позвонил Гале. Из-за её важной должности номер нашёлся быстро.
– Галя! – радостно отозвался Иван Яковлевич, когда услышал на другом конце провода женский голос.
– Это Вика. У нас никакая Галя не работает.
– Как это не работает? А с кем я разговариваю?
– Я секретарь Галины Викторовны.
– Прошу прощения. Я сельский человек, вот из головы все приличия и вылетели. Мне как раз Галина Викторовна и нужна. Соедините с ней, пожалуйста.
– А как вас представить, кто звонит?
– Ваня Куштысев. Она меня знает. Пожалуйста, соедините побыстрей.
На проводе на некоторое время воцарилось молчание. Потом снова прорезался Викин голос:
– Галина Викторовна сейчас занята, не может говорить.
– Как это не может?
– А вы вообще по какому вопросу звоните?
– Собственно, ни по какому... Увидеться хочу.
Раздались короткие гудки. Иван Яковлевич был ошарашен. Но потом, немного посидев, понял, что Галя стала человеком высокого полёта. Наверное, чтобы к ней попасть, нужна веская причина. Придумав какой-то повод, Иван снова позвонил. Выслушав его, Вика через некоторое время сухо ответила:
– Приходите завтра в тринадцать часов. Вам выделили пять минут.
– Пять минут?
– У Галины Викторовны очень плотный график. А ваш вопрос можно решить за пять минут.
И на другом конце провода снова зазвучали короткие гудки.
Всего пять минут? За это время даже чашку чая выпить не успеется. Видимо, Галя всё-таки не поняла, кто звонит. Ничего, завтра она его увидит, и тогда всё изменится. Пять минут превратятся в целый час, за который они успеют вспомнить былое.
На следующий день Иван Яковлевич пришёл в приёмную намного раньше назначенного времени. На входе вроде бы проблем не возникло, но все его паспортные данные переписали в специальный журнал. Иван нашёл нужный кабинет и представился секретарше Вике.
– Входите, Иван Яковлевич. Помните, что у вас всего пять минут.
Иван попытался изобразить на своём лице нечто вроде маски радости и шагнул в кабинет. В просторном помещении стоял длинный стол, в дальнем его конце восседала Галя. Много лет прошло, но черты её лица всё ещё можно было узнать.
– Здравствуй, Галенька, – Иван еле сдерживался, чтобы не броситься к ней с объятиями.
Он ждал, что Галина вскочит из-за стола и побежит к нему навстречу. Но она лишь бросила на него быстрый взгляд и не сдвинулась с места.
– Подойдите. Вот ваш стул, – прозвучал холодный голос из-за стола.
Иван Яковлевич сел и, вздыхая, уставился на Галю.
– По какому вы вопросу?
– Неужели ты меня не узнала? Это же я, Ваня Куштысев.
– Узнала. Чем мы можем вам помочь?
– Мне никакая помощь не нужна. Я лишь увидеть тебя хотел. Вспомнить наше прошлое.
– На такие дела у меня нет времени.
– Как это нет? А помнишь, Галя...
– Прекратите, Иван Яковлевич.
– Что прекратить? Помнить про твои объятия? Или же вообще стереть прошлое из головы, не вспоминать его?
– Вспоминай. Но без меня.
Иван Яковлевич пытливо заглянул Гале в глаза, но ничего, кроме строгого выражения, в них не увидел. Тогда он отодвинул стул, встал и вышел из кабинета.
– Помогли? – спросила Вика.
– Помогли.
Лишь оказавшись в общем коридоре, Иван застыл от навалившегося на него отчаяния. Что могло случиться с человеком, чтобы он так изменился? Что же сделала с Галей жизнь? И тут Иван понял, что обязан спросить об этом лично. Он развернулся и решительно вошёл обратно в приёмную. Но в кабинет Галины Викторовны его не пустили. Мол, время уже вышло, не положено.
Перевод с коми Анастасии Поповой