В залах Музейно-выставочного комплекса Российской академии художеств – Галерее искусств Зураба Церетели с успехом прошла выставка «Иконы Каргополья. Возрождение». Масштабный проект, представивший раритеты малоизвестных музейных фондов Севера России, вызвал большой зрительский и профессиональный интерес. Его итогом стала конференция, в которой приняли участие государственные деятели, руководство Российской академии художеств, историки искусства, ведущие научные сотрудники российских музеев, рассмотревшие вопросы коллекционирования, изучения музейных фондов, реставрации, охраны художественного наследия.
Руководители проекта: Татьяна Михайловна Кольцова, доктор искусствоведения (Архангельск, ГМО «Художественная культура Русского Севера»), Галина Владимировна Цируль, реставратор высшей категории (Москва, ВХНРЦ).
В фокусе экспозиции – итог многолетней реставрационной практики и научно-исследовательской работы с целью сохранения наследия Каргополья, одного из главных художественных центров Русского Севера. Среди всего разнообразия произведений живописи, представляющих «северные письма», искусство каргопольских мастеров занимает особое место. Выставка показывает, как ведущие реставраторы страны совместно с сотрудниками архангельского музея из года в год собирали, сохраняли, реставрировали и изучали каргопольские иконы. В результате подготовлено для экспонирования 150 произведений иконописи и деревянной пластики Каргополья ХV–ХIХ веков. Выставка построена по хронологическому принципу с выделением нескольких тематических комплексов: «Древнейшие иконы Каргополья», «Каргопольские мастера», «Иконы села Ошевенское», «Деревянные резные иконы», «Старообрядческие иконы».
Каргополье в древности – крупный регион, расположенный вдоль течения реки Онеги, начиная от её истока из озера Лаче до Белого моря. Согласно современному территориальному делению, эти земли включают Каргопольский, Онежский и часть Плесецкого района Архангельской области. Река Онега – важная северная водная артерия, открывающая путь в древнее Заволочье – привлекала русских переселенцев ещё в ХII–ХIII веках. Первыми путь на Север, к низовьям реки Онеги, стали осваивать новгородцы, следом за ними – посланцы ростово-суздальских князей. На реке возникли посады, наиболее значительным из них был Каргополь.
Культура Каргополья многолика и разнообразна, так же как и удивительная природа этого края. Вдали от крупных городов, больших строек и железных дорог Каргопольская земля смогла сохранить свой неповторимый, ностальгически привлекательный облик. Христианские памятники – наиболее известная и значительная часть каргопольского наследия. Расцвет северной иконописи относится к ХVI–ХVIII векам. Каргопольские мастера упоминаются в документах с ХVI века.
Круг сохранившихся произведений каргопольских мастеров довольно обширен. В 1950–1980-е годы в Каргопольский, Онежский и Плесецкий районы Архангельской области были организованы многочисленные экспедиции по сбору древних памятников. Наиболее значимые из них – Онежские экспедиции Государственной центральной художественно-реставрационной мастерской под руководством Н.Н. Померанцева в период с 1958 по 1971 год. В сложных экспедиционных условиях реставраторы и сотрудники архангельского музея пытались сохранить церковное наследие Каргополья. К сожалению, не всё удалось сберечь...
В собрании Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» сосредоточена значительная коллекция каргопольских икон и деревянной скульптуры ХVI – начала ХХ века. Она представляет наследие не только города Каргополя, но и расположенных в его окрестностях сёл и деревень: Ошевенское, Саунино, Лядины, Архангело. Жемчужина выставки – икона «Богоматерь с младенцем и пророк Илия» из Никольской часовни д. Бухалово на Кенозере, созданная во второй половине ХV века. Она принадлежала первым православным переселенцам, пришедшим на Онегу из Великого Новгорода.
Среди самых ранних икон – Деисусный чин конца ХV – начала XVI века, который был буквально спасён реставраторами ГЦХРМ из-под руин падающей Никольской церкви с. Астафьево. Обращает на себя внимание икона «Богоматерь Одигитрия со святителем Василием Великим» 1527 года, поставленная «на поклонение всех христиан» в церкви Рождества Богородицы села Бережная Дубрава. Точные даты и исторические надписи являются большой редкостью на иконах.
Произведения каргопольских резчиков – самобытные и редчайшие памятники средневекового искусства. Мастерами разработан особый тип образа святителя Николая (Можайского). Он стал символом русского воинства, особенно после польско-литовского нашествия и разорения края в 1612–1614 годах. Деревянную скульптуру святого Николая помещали в киот со створами, затем её расписывали. Этот вид совместного творчества резчиков и иконописцев процветал в Каргополье. Резные образы стояли во многих церквях и часовнях вдоль реки Онеги.
Каргополье – это былинный и песенный край. Именно сюда отправились в поисках редких этнографических типов и характерных северных пейзажей с древними церквами художники И.Я. Билибин и И.Э. Грабарь. Выставка дополнена редкими видовыми фотографиями ХХ века с утраченными храмами и интерьерами церквей.
Татьяна Кольцова