Анатолий Юнна. В окопе дней. Избранное. – М.: У Никитских ворот, 2022. – 180 с.
Что может быть эфемернее стихов? Что может быть прочнее их? Заключённые в стихотворную форму мысли и смыслы сохраняются навсегда в некоем метафизическом пространстве, становясь нестираемым свидетельством человеческой жизни. Перед нами – собрание подобных свидетельств, своего рода поэтический дневник, итог многолетней творческой работы поэта, русского офицера и врача Анатолия Юнна.
Следуя по «дороге, выстланной стихами», он размышляет над вечными вопросами и, словно горящий факел, несёт через жизнь смыслообразующие ценности: любовь – к женщине и Родине, верность своим идеалам, память о прошлом и поэзию.
В книге, как и в жизни, всё начинается с любви. Раздел с красноречивым названием «Любовь всего дороже» включает в себя несколько пронзительных лирических циклов и предваряется посвящением супруге. Говоря об этом чувстве, поэту удаётся избежать как излишнего пафоса, так и приторности: его слова просты и правдивы, а потому трогают сердце – «Просто ты мне для счастья нужна, / И другого мне счастья не нужно», «Если б не было стихов, я б взамен цветами / Застелил бы каждый твой светлый след земной!»
Обращается Юнна и к классической для нашей словесности теме, которую условно можно обозначить как «поэт и поэзия». В своих стихах автор размышляет о предназначении художника, об ответственности за талант, о сплетении творческой и человеческой судеб. И вступает в диалог с предшественниками: «Я не хочу быть больше чем поэт, мне хватит званья русского поэта», «И обречён быть патриотом, поэт, – или перо сожги». В служении слову, как и в любви, Юнна ставит искренность во главу угла, призывая: «Поэты, сверим часы со стуком наших сердец!»
Важнейшее место занимает в книге гражданская и военная лирика (разделы «Шинель и Родина, а большего не надо…», «Я – офицер, я в высшем ранге!», «Будем славить живых и оплакивать павших», а также поэмы «Нежная травушка льна» и «Русь на этом и стоит»). Родина, природа, война, память о подвигах предков сплетаются воедино – не разделить. Слово за словом Юнна ткёт полотно судьбы многострадальной России:
«За кого же слёзы?» – ты спросила.
«За тебя, – отвечу, не тая, –
Бедная богатая Россия –
Матушка невольная моя!»
Родина предстаёт в образе матери, в образе женщины – и в этом тоже прослеживается следование традициям русской литературы. Быть может, именно в этих стихах ощущается наибольший эмоциональный накал, надрыв: чувствуется, как у поэта болит сердце за страну. Сам он формулирует это так: «О России писать нужно слёзно / Или вовсе никак не писать».
С особой болью пишет поэт о войне – не только Великой Отечественной, но и о конфликтах в Афганистане, Чечне, Сирии… Военный врач, побывавший в горячих точках, Анатолий Юнна знает о ней не понаслышке и говорит откровенно: «Война – это самый низ жизни, ниже – уже смерть». Красной нитью проходит через эти стихи образ скорбящей матери, а солдатские письма с фронта перекликаются, словно заблудившееся в горах эхо: из 1941-го – в 1980-е, и всё об одном: прости, мама, но защитить Родину и тебя было моим святым долгом… Остро и злободневно звучит тема преемственности, сохранения памяти о войнах прошлого: Юнна уверен, что только ей под силу предотвратить повторение этого ужаса в будущем:
Мы такие, как вы, только время спустя:
Сыновья, даже внуки и правнуки ваши,
Мы такие, как вы, только знайте: не зря,
Будем славить живых и оплакивать павших.
Не за то, чтоб, трезвоня, закатывать пир,
Не за то, чтоб, оружием бряцая, слыли,
А за то, чтобы мир был действительно мир,
Чтобы цену его никогда не забыли.
Трогателен раздел, включающий раннюю лирику: первые поэтические опыты автора (а писать стихи Анатолий Юнна начал в 9 лет) сопровождаются его комментариями и примечаниями, что возвращает нас к мысли о поэтическом дневнике. Вся его жизнь – на этих страницах.
Но в нашей многотрудной жизни куда же без юмора? Для ценителей хорошей шутки Юнна включил в сборник и поэму «Кенгуру» – «природный кладезь юмора и сатиры». Впрочем, это не поэма в прямом смысле слова, а скорее книга в книге: здесь есть и остроумные афоризмы, и авторские анекдоты, и весёлые, но поучительные современные басни – например, о маркетологе, который так усердно расхваливал гроб, что взял да и умер.
Разноплановая по содержанию, книга получилась очень цельной. В ней – судьба отдельного человека, поколения и страны – со всеми радостями и горестями. Обыденность и величие простой и достойной жизни русского офицера и поэта, воюющего «в окопе дней» против забвения и смерти.
Людмила Тарасова