Первый вице-премьер правительства РФ Игорь Шувалов поручил ведомствам проработать возможность ускорения приватизации крупных активов, сообщила глава Росимущества Ольга Дергунова.
Кому густо, а кому пусто
Андрей БУНИЧ, экономист, президент Союза предпринимателей и арендаторов России:
– Поражает несколько аспектов подобного «государственного» подхода.
Во-первых, удивительна фраза Дергуновой: «На совещании, которое состоялось у первого вице-премьера Игоря Шувалова, нам было рекомендовано предусмотреть возможность ускорения продажи крупных активов вне зависимости, какие цены будут на международных рынках. До этого мы исходили из гипотезы, что мы не должны продавать госактивы по любой цене». Что значит – по любой цене? Конъюнктура ужасна – так что предлагается продать чуть ли не даром?
Во-вторых, фактически протестует против этого не кто-нибудь, а глава Росимущества. Тогда можно понять, что Шувалов по каким-то причинам пытается сломить её пусть робкое, но логичное сопротивление. Иначе подобных высказываний Дергуновой мы бы не услышали. Тем более всего две недели назад она уже говорила: «Как всегда, готовы к продаже, мы всегда об этом говорим, и «Роснефть» 19,5%, и «Аэрофлот». Но текущая экономическая ситуация на рынке, текущая стоимость акций компаний заставляет нас сомневаться в экономической целесообразности этого шага».
Третье и, на мой взгляд, самое главное – а вообще зачем продавать лучшие предприятия страны, при том что президент неоднократно говорил о необходимости сохранения контроля в стратегических предприятиях, прежде всего в естественных монополиях и инфраструктуре (вышеперечисленные предприятия к ним и относятся)?
По мнению многих экономистов (например, советника президента, академика РАН С. Глазьева), скорее требуется обратная операция. Зачем, к примеру, продавать «Аэрофлот», особенно когда он стал монополистом после принёсшего убытки государству фиаско «Трансаэро»? Ведь главная проблема приватизированных монополий – то, что они начинают работать как обычные акционерные общества, и государство даже формально теряет инструменты проведения экономической политики через них. Оно уже не вправе требовать исполнения госфункций или учёта государственной стратегии. Это ж акционерные общества!
Смысл в том, что в экономике всегда сосуществуют частный, государственный, монополистический и общественный сектора (иногда ещё выделяют и бесприбыльный, благотворительный), а искусство экономистов – правильно сочетать их. Исходя из этих принципов и из потребностей сегодняшнего дня, нам, наоборот, надо национализировать целые сектора, реструктурировать их или поменять организационную форму. Например, нужно ли нам АО «РЖД» или лучше вернуть из забытья Министерство путей сообщения? Во многих «цивилизованных», как у нас говорят, странах идут как раз по этому пути. Частная естественная монополия гораздо хуже государственной! Она обдирает всех, забирает себе прибыль, а убытки перекладывает на плечи государства. Зачем же и дальше идти по этому тупиковому пути?
Что, 25 лет не хватило? ЖКХ, энергосистема, сети и т.д. – везде одно и то же. А Шувалов, по сути, давит на подчинённых, чтобы за бесценок скинуть лучшие куски госсобственности. Просматривается какой-то личный, далёкий от государственного интерес. Проблем бюджета задуманная «операция» не решит: на фоне дефицита потенциально вырученные суммы – это просто крохи. Но как итог – новые дисбалансы, новые уродливые цепочки интересов, торможение экономического роста. Да, «кому-то» (и понятно кому) будет очень даже неплохо.
Надо положить конец этому беспределу!
Забытый Экклезиаст
Георгий ЦАГОЛОВ, доктор экономических наук:
– Экклезиаст говорил: есть время для всех вещей на свете. Есть время покупать и время продавать. Мало-мальски грамотный экономист или предприниматель знает, что расставаться с активами лучше на пике их цены, а не на дне. Однако руководители экономического блока правительства почему-то решили действовать с точностью до наоборот. Причём речь не о мелочах, а о распродаже ведущих государственных корпораций, включая стратегически значимые объекты.
Декларируемое первым заместителем премьера И. Шуваловым объяснение столь странного проекта не ограничено мотивом пополнить скудеющий бюджет. Утверждается, что разгосударствление повысит эффективность экономики. Эта набившая оскомину либеральная мантра уже четверть века остаётся знаменем бесноватого клана, загнавшего страну в глубочайший кризис.
Приватизация по-русски обычно сопровождается разграблением народного достояния. Породившие первых доморощенных олигархов залоговые аукционы – хрестоматийный пример. Уж не положил ли кто вновь глаз на общенациональное добро? Иначе как бы осмелились предлагать столь пагубные меры в, казалось бы, самый неподходящий момент, когда нас обложили санкциями, а упавшие мировые цены на нефть повергли экономику в затянувшийся нокдаун?
Но только ли наши миллиардеры и их союзники во власти гонят волну?
Недавно The Wall Street Journal отмечала, что, хотя падение в России промышленного производства продолжается, темпы его замедляются, и аналитики приходят к выводу, что рецессия сильно углубляться не будет. А потому делают рекомендации инвесторам – покупать и держать. Примерно тогда же информационное агентство Bloomberg сообщило, что в швейцарском банке UBS эксперты твёрдо убеждены: «рынок российских акций сейчас очень дёшев, и покупка кажется очевидной».
Летом иностранцы продолжали активно выводить из России капиталы. С осени пошёл встречный процесс. За первые две недели октября к нам пришло больше $150 млн. Создаётся впечатление, что правительство намерено потрафить и западным финансистам.
Масштабный SALE затевается на фоне небывалых экономических антирекордов. Падение ВВП в этом году ожидается не менее чем на 4%. А ведь четыре года назад этот показатель был таким же с положительным знаком. Ведутся разговоры о необходимости смены хозяйственной модели, а жирный бюрократическо-олигархический кот Васька слушает, да ест…
В начале года глава Росимущества О. Дергунова получила от премьера Д. Медведева выговор за «нерасторопность в ускорении продаж крупных активов». Теперь она, конечно, не даст оснований для наказания во второй раз. Ведомство спешно готовит доклад президенту РФ с соответствующими рекомендациями. В случае одобрения начнётся их реализация. Но вот как отнесётся к ним президент – большой вопрос.
Ведь именно Путин 10 лет назад выпестовал госкорпорации для создания созидательного противовеса чисто спекулятивным олигархам. С той поры между «старой гвардией» плутократов и «выскочками путинского призыва» не утихает борьба. Первые вкупе с наследниками Гайдара во власти используют негативные факты в деятельности госкомпаний, чтобы свернуть их. Нынешний замысел из того же разряда
Между тем сейчас требуется не вывод государства из социально-экономической жизни, а, наоборот, усиление его влияния. Без возрождения планово-рыночной системы не выйти из кризиса и стагнации. Так не лучше ли укрепить госкомпании квалифицированными кадрами и организовать за ними должный контроль?
Те же самые грабли
Олег НИЛОВ, депутат Государственной Думы РФ (фракция «Справедливая Россия»):
– Жизнь показывает, что приватизация крупных активов, находившихся в собственности государства, приводит к ощутимым потерям, чего, судя по всему, Шувалов и К° не хотят замечать.
Вот рыбная отрасль. Обширнейшие ресурсы отдали, можно сказать, на разграбление «жирным котам», которые теперь поставляют на чужие столы российские рыбные богатства, в то время как наши люди подчас не могут купить килограмм трески. Последние семь лет страна получает от рыбной отрасли по 10 млрд. рублей в год. Это смехотворно! Спросите сограждан, согласны ли они иметь такую компенсацию за проданный по дешёвке невод.
Вопросов правительство никаких не задаёт, не требует возвращения государственной монополии хотя бы в таком виде, как это было сделано в других отраслях – например, в нефтяной, газовой, золотодобывающей. Почему там государство смогло установить должный контроль и получает и деньги в бюджет, и продукцию, а в рыбной отрасли такая анархия?
В схожем положении лесная отрасль – отдана за копейки разного рода «лесным братьям», свившим гнёзда над головами иных губернаторов. В 2014 году доходы консолидированного бюджета России от лесной отрасли составили ненамного больше, чем от ловли рыбы, – 10,8 млрд. рублей. И это при том, что русский лес составляет суммарно около 22% от всех лесных массивов планеты.
Вырубки нашего леса растут: за период с 2000 по 2010 год лесоповал увеличился вдвое. И сейчас темпы нарастают, а доходы от лесной отрасли остаются на прежнем уровне.
Может, чьи-то личные прибыли тоже в росте, но лесные зоны у нас при этом превращаются в неухоженные заросли или полупустыни, прибавки денег в бюджет не наблюдается. При этом объёмы расходов на охрану, защиту и воспроизводство лесов составляли в 2014 году 63,4 млрд. рублей, а в 2016 году составят 58,4 млрд., превысив ежегодные поступления в бюджет от отрасли почти в шесть раз. У хозяев лесов вольготная жизнь: тушить пожары арендаторы не обязаны, восстанавливать лес тоже. В итоге могут по-варварски относиться к лесам – общему достоянию.
В авиационной отрасли рынок также отдали частным компаниям. Стало ли от этого безопаснее летать? Россия в последние годы, по официальным данным, делит первое место по числу авиационных происшествий с США. Но если сопоставить количество рейсов и количество населения, то, видимо, правильнее говорить, что мы в явных «лидерах».
Стало ли летать дешевле, когда министр транспорта признаёт, что средняя цена на авиабилет у нас составляет 90% от среднемесячной зарплаты? В США (для справки) этот показатель примерно 5%.
Схожая ситуация во многих других отраслях, где проходила приватизация, – итоги неутешительные.
Обращаюсь к Игорю Шувалову с простым вопросом: сколько граблей нужно изломать правительству о лбы граждан, чтобы остановиться в безумной устремлённости отдать в руки частников все народные богатства?
Опрос подготовил Владимир СУХОМЛИНОВ
ОТ РЕДАКЦИИ
Новость об ускорении продаж крупных активов должна была стать сенсацией, однако прошла незаметно. Главные СМИ, по сути, её проигнорировали. Интернет и радио откликнулись вяло. Доминируют темы Сирии, авиакатастрофы в Египте, терактов в Париже.
Следует оценить изящество манипуляции. Вброшена новость не о приватизации как таковой, а о приватизации по бросовым ценам. Именно это обстоятельство должно вызвать возмущение общества. Ключевой вопрос, конечно, не в рыночной конъюнктуре, а в самом факте разгосударствления важнейших предприятий — Роснефти, РусГидро, Алросы, Аэрофлота...