На прошлой неделе во многих городах мира проходила ежегодная акция «День без автомобиля», в этом году Москва присоединяется к ним в пятый раз. Накануне 22 сентября в продажу поступили специально выпущенные проездные билеты на одну проездку в наземном городском транспорте по цене вдвое ниже обычной, однако, по данным аналитического центра «Яндекс. Пробки», улучшение дорожной ситуации 22 сентября было незначительным.
Проблема перегруженности дорожной сети имеет огромное значение для столицы, являясь препятствием на пути экономического развития, снижая уровень комфортности проживания и туристической привлекательности города. По данным британских исследователей, Москва занимает восьмое место в списке 15 мегаполисов с самым сложным автомобильным движением. Но если по количеству пробок российская столица в чуть более выгодной позиции, то по их продолжительности оказалась лидером.
Раньше проблему пытались решить в основном за счёт строительства новых дорог, но теперь большинству специалистов очевидно, что, несмотря на дефицит дорожной сети, угнаться за темпами автомобилизации и избавиться от пробок невозможно. В течение этого года городские власти тщательно изучали дорожную ситуацию и опыт других мегаполисов для того, чтобы составить комплексную программу транспортного развития на ближайшие годы.
Новая транспортная стратегия города, лёгшая в основу трёхлетнего бюджета, делает ставку на развитие общественного транспорта, которому после модернизации суждено стать основным средством передвижения по городу. Согласно разработанной программе через несколько лет быстрый и комфортный общественный транспорт составит конкуренцию личному автотранспорту – именно поэтому «День без автомобиля» можно считать символичной для города акцией.
Реализация программы начнётся со следующего года, в ближайшие 5 лет на решение дорожно-транспортных проблем будет выделено 1,5 трлн. рублей, или 20–25% городского бюджета ежегодно. Важным результатом модернизации городского транспорта станет создание единой системы всех видов наземного и подземного транспорта, которые будут связаны между собой пересадочными узлами.
Большие перемены ждут столичную подземку: за 5 лет будет построено 87 км линий, появятся три новые ветки. Специалисты решили, что продлевать в область действующие линии нерационально – жители ближайшего Подмосковья усугубят перегрузку ближе к центру. Поэтому будет продлена только Сокольническая линия в сторону района Тропарёво, зато появятся новые ветки в Ленинский район и новые радиусы, например, вдоль Ленинского проспекта.
Метрополитену отводится ключевая роль в новой транспортной системе города, поэтому в ближайшие годы на него будет тратиться по 70–90 млрд. рублей, на которые будет ежегодно строиться по 15 км новых линий. Одновременно с этим в подземке повысится и комфорт – привычные москвичам метровагоны заменят на современные, с мощными кондиционерами и шумоизоляцией, специальными местами для инвалидов, системой против сжатия дверей и видеонаблюдением.
Наземный общественный транспорт в ближайшие годы ждут большие перемены. Чтобы в условиях дефицита дорожной сети снизить давление на основные магистрали, приоритет общественного транспорта должен стать абсолютным. Соотношение 1 автобус = 60 автомобилей ещё никто не отменял.
Московские власти внимательно изучили мировой опыт борьбы с пробками. Если американские города синхронизируют работу светофоров и уведомляют водителей о свободных местах на ближайших парковках, последние европейские тенденции – сделать жизнь автомобилиста в городе невыносимой и вынудить его пользоваться общественным транспортом или велосипедом. Транспортная стратегия Москвы вобрала в себя наиболее эффективные методы из обоих подходов. Власти не станут изгонять машины с дорог, закрывая полосы для движения, вводя плату за въезд в центр или подняв цены на парковку.
Дороги, развязки и подземные пешеходные переходы будут строиться и реконструироваться, дефицит дорожной сети будет ликвидирован за счёт строительства 475 км дорог, количество паркингов к 2016 году удвоится и будет составлять 3 млн. машино-мест, будет запущена интеллектуальная транспортная система управления дорожным движением.
Но времена безраздельного господства личного автотранспорта на дороге уйдут в прошлое. В ближайшие годы будет создано свыше 300 км выделенных полос для движения наземного общественного транспорта, скорость движения по ним возрастёт с 11 до 30 км в час, что вполне соответствует скорости движения транспорта в Европе. Появится сеть скоростных автобусных маршрутов, которые станут удобной альтернативой метро и машине.
Этому будет способствовать и то, что до 2014 года будет обновлён подвижной состав общественного транспорта. На смену теперешним автобусам придут комфортные низкопольные автобусы, оснащённые системой ГЛОНАСС и wi-fi и соответствующие экологическому классу Евро-4.
В Москве до 2016 года появится и скоростной трамвай, который улучшит сообщение с отдалёнными районами и ближайшим Подмосковьем. К 2016 году наземное передвижение по рельсам в черте города станет возможным на Малом кольце Московской железной дороги, которая вернёт себе функцию пассажирских перевозок.
«День без автомобилей» напоминает также и о том, что на долю выбросов от машин приходится до 80% загрязнений воздуха. Новая транспортная стратегия Москвы, учитывая этот фактор, предусматривает развитие экологически чистых видов транспорта. В Москве в ближайшие годы будут организованы 72 км велодорожек и значительное количество велопарковок. Кроме того, разработчики программы развития транспорта уделили внимание развитию троллейбусов.
Ещё с середины 1960-х Москва носила почётное звание «Троллейбусная столица мира», и сейчас самое время подтвердить это делом: к 2016 году троллейбусный парк планируется увеличить до 2 тыс. машин и открыть новые маршруты. В целом же согласно планам городских властей к 2016 году Москва должна стать мировым лидером по объёму перевозок на общественном электротранспорте. Метро, троллейбусы, трамваи и манёвренные электробусы возьмут на себя до 80% пассажиров.
Экологичность, современный комфорт, точное соблюдение расписания, высокая скорость и доступность станут постоянными характеристиками единой системы общественного транспорта Москвы через 5 лет. Гарантией этого является обязательство правительства города ежегодно выделять 20–25% расходов бюджета столицы на борьбу с пробками и развитие транспортной системы.