ПУБЛИЦИСТИКА
Арслан Хасавов. Отвоёвывать пространство: Сборник эссе. – М.: Литературная Россия, 2015. – 304 с. – 1000 экз.
Сборник состоит из пяти частей. Первая посвящена Чечне, малой родине автора, который с болью, скептицизмом и любовью следит за политическими и культурными процессами в кавказской республике. Во второй части представлены зарисовки из жизни студента-журналиста в Москве: тут и визит президента Медведева в МГУ, и статья о Pussy Riot, и размышления о погроме на Манежной площади. Третья часть сборника – это материалы об охваченной пламенем гражданской войны Сирии, где Хасавов побывал в феврале 2012 г., но и по возвращении в Россию он продолжил следить за ближневосточной страной. В четвертой части собраны размышления автора о России, во многом идеалистические, полные юношеского максимализма, веры в счастливое будущее – своё и своей страны. Пятая часть объединила тексты о художественной литературе: Арсланов не только анализирует произведения известных зарубежных и отечественных писателей, но и говорит о современной литературе Северного Кавказа, которую пытается ввести в общероссийский контекст.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
Горький, Шмелёв, Тэффи и другие. К 80-летию Лидии Спиридоновой. – М.: ИМЛИ РАН, 2015. – 272 с.
В сборник вошли статьи известных отечественных и зарубежных славистов. Материалы, посвящённые творчеству Горького, его общественной деятельности, взаимодействию с другими видными писателями, соседствуют с материалами о таких непохожих авторах, как Тэффи, Шмелёв, Лесков, Чехов, Ремизов и Шолохов.
БИОГРАФИЯ
Тома Фрэсс. 9 жизней Антуана де Сент-Экзюпери. – М.: Издательство «Э», 2016. – 240 с. – 3000 экз.
В книге Тома Фрэсса 10 глав, каждую из которых предваряет эпиграф, взятый из произведений Сент-Экзюпери, – «Южный почтовый» или, например, «Планета людей». Концепция книги любопытна: Тома Фрэсс предлагает следовать в мир писателя двумя параллельными путями – «внешним» и «внутренним».
Автор нового жизнеописания Сент-Экзюпери насчитал 9 этапов духовного перерождения французского классика – «от осознания самого себя до двери в вечность». Это и есть путь «внутренний», следуя по которому, читатель узнаёт о духовном развитии величайшего гуманиста XX века. Фрэсс обстоятельно даёт нам внешнюю кайму жизни писателя, раскрывает его вселенную, где есть место всему человеческому. Порой кажется, что, будучи слишком молодым (Фрэссу всего 25), автор предпочитает следовать «внешнему» маршруту, который знает лучше. Поэтому из книги мы больше узнаем об Экзюпери-человеке, сложном, талантливом, жадном до жизни. Читателю представят друзей героя и его «муз», расскажут о любимых вещах и гастрономических пристрастиях, проведут по дорогим сердцу уголкам Парижа или Нью-Йорка, и, конечно же, не обойдётся без самолётов.