Из истории камнерезного искусства России
В 2018 году исполняется 175 лет Большой колыванской вазе, Царице ваз, знаменитой красавице Эрмитажа, известной всему миру.
Будто страничка заводской летописи – надпись под вазой: «Чаша сия сделана на Колыванской Шлифовальной фабрике… в поперечнике 7 аршин, вышиной вместе с пьедесталом и ножкою 3 аршина 10 вершков, весом более 1200 пуд… Во время следования сухим путём до реки Чусовой, на расстоянии 2 тысяч вёрст запрягалось под неё от 120 до 160 лошадей».
Далее предстоял водный путь. По Чусовой на плотах до Камы, от Камы до Волги. По Волге тянули бурлаками, и через Обводной канал величественная путешественница добралась до Невы. Весь путь занял полгода. А свой тронный зал Царица ваз заняла лишь через шесть лет. Осенью 1849 года 770 рабочих поставили чашу на место.
Колыванский камнерезный завод (изначально Колыванская шлифовальная фабрика) был построен в заводском посёлке в 1802 году на месте прекратившего плавку меди медеплавильного завода династии Демидовых, перешедшего во второй половине ХVIII в. в собственность царской семьи. Управление заводом осуществлял кабинет её императорского величества. Как пишет исследователь Колывани Александр Родионов: «Демидовское медеплавильное дело на Алтае – это прелюдия к той симфонии камнерезного искусства, которую исполнили русские мастера XIX века в глубинах сибирских гор, но звуки которой и до сего дня не затихают в музейных залах Москвы и Петербурга».
В отличие от уже существовавших к тому времени Петергофской и Екатеринбургской фабрик, на Колыванской шлифовальной была впервые применена энергия воды для механической обработки камня. Заводской пруд, приводивший в движения меха, подававшие кислород в медеплавильные печи, был использован для привода водоналивного колеса диаметром более пяти метров, от которого механическая энергия передавалась на ручные шлифовальные машинки.
Пруд и плотина и поныне существуют, к воде в селе особое отношение, она всегда поила-кормила, давала работу. Летом здесь купаются, зимой – катаются на коньках. Без воды на камнерезном производстве никак не обойтись: это постоянная спутница мастера-камнереза. Её роль не только техническая, она позволяет лучше «читать» цветовую палитру и фактуру камня. А за камнем в готовом изделии всегда остаётся решающее слово! Читаем у Родионова: «В 1785 г. на Колывано-Воскресенских заводах побывал чиновник кабинета её императорского величества П.А. Соймонов… Видно, в хорошие дни был Соймонов на Чарыше, Алее, Белой, когда после дождя вспыхивает под солнцем радужными цветами вся камнесамоцветная роскошь галечниковых берегов. Вернувшись в Петербург, генерал Соймонов представил алтайские камни императрице. Она приняла их с восхищением. И последовал высочайший указ об устройстве шлифовальной фабрики на Алтае».
Колывань и сегодня – центр камнерезного искусства России, единственное камнерезное производство заводского уровня. Благодаря уникальному опыту, мощной мастеровой династической культуре, грамотному управлению завод развивается. Важно, что совершенствуется производство, в коллектив приходит молодёжь. Директор завода Андрей Михеев рассказывает, что по сравнению с 2016 годом коллектив увеличился на 12 человек, и в настоящее время насчитывает 58 рабочих и служащих. Приезжают на производственную практику студенты, чего не было здесь лет двадцать, а то и более!
Визитной карточкой мастеров завода были и остаются штучные произведения – вазы, мозаичные картины и иконы. За всю историю производства мы не найдём двух одинаковых изделий, как не бывает и двух камней с одинаковым рисунком. Колыванский музей истории камнерезного дела на Алтае словно оберег для мастеровой культуры Колывани. И на завод, и в музей приезжают туристы со всего мира.
Всё это даёт новый импульс совсем молодым – к обучению, воплощению интересных проектов: профессиональных и социальных. Один из них, «К истокам камнерезного искусства России», получил поддержку в рамках всероссийского конкурса «Культурная мозаика малых городов и сёл». Проект объединил опытных мастеров и тех, кто только мечтает ими стать. Ярким событием стала зимняя экспедиция к Ревнёвскому месторождению зелёно-волнистой яшмы, откуда есть-пошла наша Царица ваз. Нужно ли это детям? Да! Чтобы почувствовать себя теми самыми первопроходцами, способными в скале увидеть будущее произведение искусства. А после экспедиции у нас на глазах стали появляться мастера, которые работают в технике «флорентийской мозаики». И хотя мастера маленькие, и картины их маленькие, всё очень серьёзно! Ведь ещё Микеланджело, восхищаясь флорентийской мозаикой, называл её «вечной картиной».
Сегодня Колыванский камнерезный завод изготовил для детей игровые комплекты, а завтра распахнёт свои двери перед молодыми мастерами. Вот такая история с продолжением.
Ирина Купина, Алтайский край
Факт
История вазы удивительная: она началась с Ревнёвского месторождения зелёно-волнистой яшмы, от которого откололи каменную глыбу и после грубой обработки, в 1831 году без малого пятьсот семьдесят человек вручную, на дровнях, передвинули её на 30 вёрст, в посёлок Колывань. 12 лет длилась работа над непревзойдённым шедевром мирового камнерезного искусства. Автором проекта стал архитектор А.И. Мельников.