Недавно по московским театрам пронеслось волнение: их учредитель и, что уж тут, главный, если не единственный спонсор – город в лице Главка по культуре – предупредил, что отныне будет определять свой госзаказ в зависимости не только от творческих, но и финансовых показателей, годового количества спектаклей, зрителей, премьер, дохода… Боюсь не сойтись во мнении со многими коллегами, но мне требование начальства не кажется несправедливым: ну не может театр играть в полупустых залах. Может, конечно, но не должен! Играть не каждый день, а лишь по выходным… и сбрасывать с себя заботы о заработках и доходах. Такая безответственность для меня – обратная сторона бессовестного, безоглядного рынка, где все средства добывания денег хороши. Тоже откровенный непрофессионализм! В данном случае – административный.
В Ставрополь – за опытом
В поисках решения я бы посоветовала иным москвичам съездить в гости к своим коллегам в Ставропольский академический театр драмы имени М.Ю. Лермонтова. Конечно, можно высокомерно отмахиваться от цифр, но они красноречивы и убедительны: 276 спектаклей за предыдущий год, столько же примерно будет и в нынешнем, количество зрителей – более 124 тысяч человек, 87 процентов – ежедневная заполняемость зрительного зала, то есть ежедневно полные залы, не удивляйтесь, господа! Девять премьер на год… Вы спросите, как при нынешней дороговизне… А вот так! Благодаря мобилизации, оптимизации, какие ещё есть модные и популярные нынче слова? Да просто благодаря хорошей, отличной, отлаженной работе. Благодаря высокому профессионализму в работе всех звеньев коллектива.
И ничуть уважение к цифрам не унижает творчества. Не ходили бы жители города и края в свой любимый театр, а его знают здесь в каждом доме, если бы встречали их только начисто вымытым полом… Поговорите с любым ставропольчанином, здесь знают и ведущих замечательных мастеров – Наталью Зубкову, Александра Ростова, Михаила Новакова, Александра Жукова и Ирину Баранникову, выросших у них на глазах из молодёжной массовки теперь героев и героинь Игоря Барташа, Ольгу Буряк, Владислава Таранова, знают про всех, кто что играет, какие новые у них роли, приходят на спектакли с цветами для выбранных ими любимцев. Поразительное дело, я, конечно, не вела социологических исследований, но на всех случайных встречах, из случайных разговоров и общений я поняла: нет в городе людей, семьи, кто не знал бы про местные премьеры, кто не интересовался бы своим, подчёркиваю, своим театром.
Театр для всех. Прежде всего для детей
Директор театра Евгений Иванович Луганский, начинавший в театре артистом, потом, естественно, учился – ГИТИС, директорские школы, курсы, пробовал уехать, был директором Костромского театра, а потом вернулся на родину и вот уже 30 лет руководит своим театром. Он знает: главный театр края, его духовный центр должен быть интересен всем жителям от мала до велика, учитывать разнообразные запросы всех зрительских категорий. Прежде всего детей. Их всегдашний детский репертуар меняется, обновляется, но всегда состоит минимум из 10 названий. Для детей, подростков, студентов (в городе нет ТЮЗа) – абонементы на год, каждому – своё, но обязательно по 100–150 рублей за билет, не больше; и для родителей же нет разницы в цене, они будут не в фойе сидеть, а рядом со своими детьми в зале – семейный просмотр! «Красная Шапочка»… «Русалочка»… «Стойкий оловянный солдатик»… «Маугли»… Действительно, всё лучшее – детям. А потом постепенно: «Недоросль», «Сотворившая чудо», «Герой нашего времени», «Кастинг», «Гамлет»… Программа – не случайный набор названий. Дети вырастают и потом приводят сюда своих детей, внуков. Продуманный стратегический и тактический план действий. В этот свой приезд в Ставрополь я видела один из их спектаклей для подростков, музыкальную комедию по пьесе Д. Фонвизина «Недоросль», использующую, но в собственной режиссёрской редакции Михаила Ковальчика, либретто и музыку Л. Эйдлина и Ю. Кима! Шикарный спектакль! С множеством участников. Директор знает особенности восприятия своих зрителей, здесь, оказывается, не любят камерных спектаклей: «Четыре-пять участников – нашему южному темпераментному городу скучно. Надо – ярко, эффектно». Так и есть.
Народная артистка России Наталья Зубкова в роли Простаковой, оказывается, ещё и поёт замечательно, и танцует. Она – лидер в мюзикле не потому, что «крепостница», а потому что лучше всех, сильнее, умнее. Не помню в своих былых впечатлениях и такого заразительного в своей силе и тупости Скотинина – Александра Жукова. Также увлечённо, упоённо поют и пляшут все дворовые девки, солдаты, где они – обожаемые свинки, где крепостные актёрки, где просто гости, домочадцы, но все равноправные участники блистательного шоу. Много видела «Недорослей» за жизнь, но впервые такого, с собственным характером, Стародума – артиста М. Новакова, стареющего бонвивана, баловня и дамского угодника; живой характер, не маска из классицистического спектакля! И урок живой, современный идёт со сцены от вечного Митрофана, который не будет делиться: 300 на 3 – зачем? Всё себе оставлю… И географию учит с кучером: куда велят, туда и повезут… Одним словом, на все времена: «Не хочу учиться, хочу жениться…»
Здесь любят комедии
Думаю, неслучайно сейчас во многих городах зрительские предпочтения отдаются комедии. Устают люди, живут нелегко, где ж ещё искать радости, как не в театре? Вот и нашли в ставропольской «академии» комедию англичанина Р. Хоудона «Шикарная свадьба». Признаюсь, если бы я выбирала пьесу, может, и отвергла бы этот пустячок. А опытные руководители увидели в ней возможность для эффектных актёрских работ: одна только Ольга Буряк в роли горничной Джули чего стоит!
Маленькая, незаметная, «некрасавка» – горничная, не боящаяся сделать себя малопривлекательной, не героиня, но становится героиней в бесконечных комедийных перипетиях сюжета, эдакая ставропольская Барбара Стрейзанд. А как вырос всего-то за четыре года в настоящего молодого героя Владислав Таранов, красавец, нигде не кокетничающий своими немалыми возможностями, абсолютно погрузившийся в природу, в характер незадачливого жениха, своего комедийного персонажа! А блестящая актриса Н. Зубкова за многие годы в театре стала ещё и замечательным педагогом, почти все молодые актёры – её ученики, а теперь и тонким, умным режиссёром, уже в этом качестве помогающей своим ученикам. Все роли в комедии сделаны тонко, подробно, в прекрасной профессиональной школе. И – о, редкость – в западной, мягко говоря, «пустячной» комедии нет ни малейшей пошлости, безвкусицы. Редкий сейчас случай. Про беззаботных молодых, попавших в смешные и нелепые переделки. Смешно, весело, увлекательно. Опять же, так бывает только в хорошем театре. Хороший спектакль глупым не бывает. И тут он несёт мысль про то, какой же порой бездумной и безответственной бывает наша молодёжь. Сами не знают, что творят!
И комедия бывает серьёзной
Это ведь тоже качество высочайшего профессионализма – всегда знать, что выбирать к постановке, что ставить. При таком тесном контакте, взаимосвязям со своим городом зрители не простили бы театру отсутствие в репертуаре современной пьесы, серьёзной, острой социальной комедии. В театре хорошо знают состояние современной драматургии, следят за ней и при всех трудностях находят, к примеру, парадоксальную комедию А. Коровкина «Тётки». Но любимый их автор из современных – Юрий Поляков, чьи пьесы в последнее десятилетие помогают ставропольским жителям осмысливать жизнь, понимать современность, её перемены, противоречия, сложности. Приступили к репетициям последней, пока ещё мало известной в провинции пьесы (её поставили в Москве в Театре сатиры) «Чемоданчик», а среди премьер – «Как боги». Совсем не простенькая, как может показаться на первый взгляд, с многими внутренними смыслами пьеса. Вроде банальный любовный треугольник, квадрат, хорошо известный по всей мировой литературе. Но здесь «сшибаются» разные поколения, так далеко друг от друга оказавшиеся в последнее время в постперестроечной России. Типичный «совок», но и бывший номенклатурный дипломат Гаврюшин у замечательного артиста Михаила Новакова и умён, и циничен, но и романтик из последних советских, не всякий театр способен создать такого значительного, даже трагического героя.
Вера, жена его, не зря – Вера, пожалуй, не знаю, в какой труппе есть сейчас такая, как когда-то говорили, «основная героиня», как Ирина Баранникова: вот уж женщина с красотой, с душой, с загадкой и недосказанностью. Мадонна! И совсем молодые, «отвязные» из настоящего – сибирский бизнесмен Артём с деньгами, наглостью и чеченскими связями, гаврюшинские дети Алёна с Максимом – всё это здесь блестящие, тщательно простроенные, сделанные, сыгранные актёрские работы Александра Кошелевского, Оксаны Винниковой, Ильи Калинина. Ну правда, не помню я за последнее время такой собственной радости по поводу актёрского профессионализма.
А ставропольский «клубок» в спектакле из разных времён, поколений, жизненных уставов не мог не взорваться в финале красным «ягуаром»… Расплата за грехи ныне живущих… Конец не по бытовой правде, а образ, символ. Искупление. Только в родившемся ребёнке – надежда. Вера! И ставропольский режиссёр спектакля Валентин Бирюков не по нынешнему времени – мастер, глубоко понимает автора и умеет придумать яркую зрелищную форму.
Между строк и спектаклей
Ну как же при всех современных стонах и криках, неустанных жалобах на злодеев-чиновников, погубивших театр, умудриться вот так спокойно, серьёзно и несуетно жить театру?!
Спрашиваю директора: а постановочные расходы вам обеспечивает Министерство культуры? Улыбка в ответ и спокойное: конечно, выделяет по возможности, но и сами зарабатываем.
А ведь действительно нигде больше я не видела таких замечательных собственных цехов, как в Ставропольском театре. Их цеха – отдельный спектакль. «Что, и фраки в «Маскараде», и офицерские мундиры, и бальные туалеты тоже сами шьёте?» – «Сами».
И обувь – сами. И музыку – сами. И светоэффекты… Натуральное феодальное хозяйство! Одно удовольствие пройтись по их цехам, пообщаться с мастерами, равными по таланту артистам.
– Нет, ну если какие-нибудь громоздкие металлические конструкции, тогда заказываем, – говорит директор. Вот ещё один ответ, откуда такой хороший театр. Конечно, экономят и считают деньги, самими же заработанные.
На финал – Чехов
Чехова позвали поставить режиссёра из столицы, на мой взгляд, одного из лучших сегодня, – Юрия Ерёмина. Хотя здесь он не новичок, это его уже пятый спектакль в Ставрополе. Выбирали друг друга по «группе крови», школе, таланту. «Пропала жизнь» – вместо «Дяди Вани» – назвал свой спектакль режиссёр, спектакль – его же собственная композиция, главная мысль которой – в заголовке. Что же может быть горше, тяжелее несостоявшейся жизни, судьбы, годах, прожитых и будто бы непрожитых. И вот тут, на самом сложном спектакле из здесь увиденных, начались мои вопросы. Сократили гениальный и такой близкий всем авторский текст до полутора часов. Убрали знаковую фамилию Астров. Молодой актрисе трудно даже приблизиться к характеру Елены Андреевны. Смешной и жалкий профессор Серебряков. Зато герои на сцене на велосипедах… много вставных музыкальных номеров…Ну, не на столярном столе, а на полу, в углу – доктор с героиней. Может, я и не права. Спектакль, что называется, в современном тренде. Многим нравится. Зрители на него ходят. Дарят цветы. Стоя аплодируют. В любом случае театр – не бухгалтерия, где цифры сходятся одинаково. Трудное это дело – театр. И мы все его смотрим разными глазами. А глазами критика видятся уступки и потери.
Вместо послесловия
И всё-таки только профессионализм директора, режиссёра, актёров, театрального портного и сапожника… композитора… балетмейстера… администратора… всех вместе, не самодеятельность и не дилетантизм, способны спасти наш театр. Не чиновники и даже самые разумные постановления. А мы сами!
По всему Ставрополю по ранней весне расцветают цветы. Много цветов. Город-сад. В театре от кабинета директора до фойе – цветы круглый год. За ними бережно ухаживают. Поливают, выращивают. Растят!